Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность? Стереофоническое воспроизведение звука. Публикации по электрике, материалам и мебели О динамиках в потолке

Звуковая карта - центральное, но не единственное устройство компьютерной аудиосистемы. Как усиливать звук, на чем и в каких условиях его слушать, чтобы это было адекватно возможностям звуковой карты и доставляло наслаждение? Покупать новое или использовать старое?

У акустических систем и усилителей made in USSR, которые благодаря нешуточным размерам кажутся многим россиянам эталоном на все времена, безусловно, есть еще порох в пороховницах. Но учтите, что в аппаратах десяти-двадцатилетней давности многое могло прийти в негодность. Электролитические конденсаторы поисхудали, потенциометры засалились, диффузоры истрепались, корпуса рассохлись и т. д. Конечно, если динамики хорошо сохранились, звук будет неплохой, но прогресс не стоит на месте, и даже на сравнительно недорогой современной акустике получишь и динамику похлеще, и стереокартину утонченнее. Рынок наводнен элегантной активной акустикой с отличным звучанием. Всего за полсотни долларов получаешь все в одном: и сносный стереоусилитель, и приличные колонки.

Меломаны-компьютерщики преимущественно сталкиваются с проблемой выбора именно компьютерной акустики. И сопряжение таких систем с вычислительным другом в рамках среднестатистических российских апартаментов (12 квадратных метров на человека) значительно отличается от покупки, например, домашнего кинотеатра для установки в отдельном просторном помещении загородного особняка.

Стереофония и стереотипы

Правильно реализованная стереофония позволяет расставить голоса-звуки в пространстве, четко отделив их друг от друга, что не только улучшает-облегчает восприятие, но и воссоздает эмоциональную атмосферу - так сказать, выпускает джина из бутылки. Именно за джина звука выкладывают немалые денежки аудиофилы. Принято считать, что стереоэффект - это когда звук бегает слева направо и наоборот или когда одни инструменты доносятся из левой колонки, другие из правой. На самом деле люди, которые так считают, либо никогда не слышали настоящего стереозвука, либо им не дано услышать от природы.

Независимо от физиологических особенностей слушателя на качество стереоэффекта влияют три взаимосвязанных параметра:
удаление слушателя от линии, на которой находится пара акустических систем (стереобазы);
ширина стереобазы (расстояние между излучателями каналов);
направленность акустических систем.

Выбрав ширину стереобазы менее 2 м, на большинстве акустических систем при удалении порядка метра - типичная схема для компьютерного гнезда, - получим ширину зоны оптимального стереоэффекта (на приведенных схемах 1 и 2 граница зоны обозначена красным) около 20 см.

van_SG_stereo_classic.gif

При узкой стереобазе наши уши оказываются (ввиду фиксированного расстояния между барабанными перепонками) за пределами зоны стереоэффекта, если удаление от линии, соединяющей излучатели каналов, недостаточно. Чуть голова влево или вправо - и в зоне максимального стереоэффекта находится уже только одно ухо. Если заузить стереобазу, истинной стереокартины не видать как своих ушей: придется смещать акустические системы вглубь, за плоскость экрана монитора. Варьировать получится, увы, лишь в пределах глубины монитора, поскольку обычно он располагается на столе вплотную к стене. Иначе придется отодвигаться от линии «монитор-колонки» хотя бы на метр-полтора, что приемлемо только для страдающих дальнозоркостью обладателей дистанционных клавиатур. В качестве эксперимента колонки можно подвесить к потолку, направив вниз, и за счет расстояния до потолка достигнуть необходимого удаления (если хватит длины кабелей и вообще удастся проложить их более или менее эстетично).

Вопреки расхожему мнению об ответственности за стереоэффект высоких частот, определяющий диапазон - от 300-600 Гц до 3000-5000 Гц . Стереоэффект рождается не только разностью звукового давления, но и более тонкими материями звука. Авангардно продвинутые стереоэффекты основаны на фазировке (кувырок на 180 градусов, то есть в противофазе) составляющих звука из вышеупомянутого частотного диапазона. Теоретически волны в противофазе, взаимно складываясь, должны поглощать друг друга, но на практике, благодаря тому, что у нас два уха, расположенных не на нулевом расстоянии друг от друга, аннигиляции не происходит. Динамики излучают звуковые волны в противофазе, создавая сложное звуковое поле с перераспределенной энергией, вносит свою лепту и отражение от стен отставших по фазе волн. Парадоксально, но в этом случае мы явственно слышим мнимые (!) источники звука. Ощущения поразительные - порой кажется, что звук раздается за спиной, хотя никаких акустических систем там нет и в помине (см., например, наши статьи по наушникам Sony MDR-DS5100 - и акустической системе Creative PlayWorks PS2000 Digital - /multimedia/9049). Правда, угадать, в какой точке пространства комнаты эффект прорежется наиболее сильно, можно только эмпирически. Длина волны в стереофоническом диапазоне частот составляет примерно от 1 м до 6 см. Перенесите свой слуховой аппарат, скажем, на полметра вперед - и, весьма вероятно, эффекты уйдут в тень. Поэтому лучше разместить колонки так, чтобы заранее зарезервировать максимальную площадь пространства, определив впоследствии зону наилучшего стереоэффекта опытным путем. Разумеется, сделать это гораздо легче при широкой стереобазе.

Заметим, что раньше стереоэффекты основывались на разнице громкости между каналами или на распихивании голосов инструментов влево-вправо, как в записях The Beatles шестьдесят какого-то года. По мере совершенствования звукозаписи и познаний в области психоакустики стали использоваться фазовые задержки между звуками разных каналов. Так, если одинаковый по амплитуде звук выпустить с левого канала с задержкой более 3 мс относительно правого, на слух звук начнет преобладать в правом канале. Соответственно при задержке в правом канале, с точки зрения системы слуха человека, звук убежит в левый канал. Если же задержка превысит 60 мс, вместо виртуального стереоэффекта мы услышим разнобой (похожий на эхо) звуков, доносящихся с левого и правого каналов.

При слишком широкой стереобазе (более 4-5 м) и использовании компактных акустических систем всплывает масса сюрпризов, премущественно негативных, но с нашим житейским метражом такой размах не шибко интересен. Кстати, для профессионального прослушивания длина базы выбирается от 3 до 5 м, а для домашней аппаратуры до 3 м . Угол разворота акустических систем по отношению к линии базы составляет от 45 до 75 градусов.

Зачастую мы не имеем возможности разместить акустические системы согласно классическим правилам, по строгой симметрии и т. п. Не стоит отчаиваться - есть множество вполне приемлемых вариантов. Один из них для небольшой комнаты представлен на схеме 2. Расплатой будет узость (при базе до 4 м на удалении около 2 м - менее полуметра) и несимметричность оптимальной зоны для прослушивания, а плюсом - хорошая локализация источников звука за счет расширения стереобазы и ослабление акустического давления на низкочастотных резонансах.

При размещении колонок не забывайте прописные истины: не ставить по углам вдоль широкой стены; не задирать под потолок, засунув, например, на шкаф и не обеспечив наклона в сторону головы слушателя; не устраивать зону прослушивания в закутках, образуемых массивной мебелью и разнообразными строительными аппендиксами. В остальном можно смело экспериментировать. Например, если низов, на ваш взгляд, маловато, попробуйте устроить место для прослушивания так, чтобы голова-уши оказались как можно ближе к стене, противоположной от плоскости колонок.

Удаление оптимальной точки прослушивания и расстояние между акустическими системами взаимосвязаны через направленность последних. Не секрет, что под разным углом к оси колонки получишь разную амплитудно-частотную характеристику. Направленность особенно выражена на высоких и средних частотах. Эксперты дружно приветствуют широконаправленные колонки, у которых спад высоких и болтанка средних минимальны по мере возрастания угла отклонения. Никто не сомневается в том, что если под углом звук не ухудшается, то куда бы ни встал (в полуплоскости) слушатель, везде колонка будет звучать одинаково. Замечу, одна колонка. Но вот с двумя - война в Крыму, все в дыму Качество воссоздания стереокартины парой (!) колонок толком оценивать-измерять, похоже, еще не научились. Утверждение, что широконаправленные колонки дают лучшую локализацию источников звука в зоне стереоэффекта, довольно спорно. Инженеры-акустики настаивают: чем шире направленность, тем меньше площадь зоны стереоэффекта .О местоположении (продольном) идеальной точки стереоэффекта единого мнения нет. Одни утверждают, что это полторы длины стереобазы, другие настаивают, что это ровно одна длина (естественно, подразумевается равноудаленность от акустических систем).

Многоканальные системы

С вторжением в нашу жизнь многоканального звука, когда по комнате приходится распихивать не менее пяти сателлитов плюс сабвуфер, задача определения оптимальной зоны для прослушивания усложняется неимоверно. Не исключено, что оптимальная точка прослушивания окажется вовсе не в области уютного кресла, а где-нибудь в районе люстры.

Продавцы аудио/видео в один голос трубят, что без пяти сателлитов объемного звука вы не услышите. Замечу, что центральный канал нужен лишь для того, чтобы увеличить число посадочных мест в вашем кинотеатре. Представьте, что произнесенная шепотом фраза доносится из левого канала. Тогда зритель, акустически экранированный сидящими слева домочадцами и гостями, ее попросту не расслышит. Чтобы народ с краю не терялся в догадках, что сказал герой слева, а что ответила героиня справа, выделили специальный канал, в который звукорежиссеры стараются свести все диалоги. Если же весь партер - два кресла, центральный канал не столь необходим. Для прослушивания на персональном компьютере он вообще не актуален. Локализация звуков в центре прекрасно воссоздается левым и правым фронтом через старый добрый стереоэффект. Например, сверхудачная пятикомпонетная (4.1) система Altec Lansing ADA-890 первой среди компьютерной акустики получила сертификат THX, однако центрального канала там нет и в помине (см. ).Сабвуфер более целесообразен - без него динамика, упрятанная в многоканальные цифровые форматы, теряет смысл.

Отдельная песня - размещение тыловой (surround) акустики. Dolby Labs рекомендует тыл разносить шире, чем фронт (см. схему 3), при этом угол между тыловыми колонками в точке идеального эффекта составляет 140 градусов, а все колонки равноудалены от нее. То есть несабвуферные динамики должны быть расставлены по кругу.

Осмелюсь предположить, что с круглыми комнатами у нас туго, поэтому с тыловой акустикой придется мудрить. Обратите внимание, что по рекомендациям Dolby расстояние между фронтальными колонками равно радиусу колоночного круга. Тогда если отмеченное расстояние не превышает метра (характерно для классической расстановки компьютерных акустических систем рядом с монитором), то колонки окружающих каналов должны находиться на удалении от слушателя всего лишь в пределах одного метра. А это реализовать на практике крайне проблематично. Всякие подставки-треноги будут постоянно сшибаться-роняться вместе с колонками. В идеале колонки хорошо бы ставить на специальную полку или вешать на стену, только вот стена или полка наверняка окажутся дальше, чем нужно.

Соотношение расстояний, рекомендуемое приведенной схемой, не универсально и работает в неких пределах. Скажем, вряд ли оно будет справедливо для десяти метров и подавно не сработает для десяти сантиметров. Нетрудно предвидеть, что на малых расстояниях (менее полуметра) окажет влияние размер акустических систем.

Если верить все той же Dolby (знающей секреты пространственного звука не понаслышке), приемлемую зону для прослушивания следует искать внутри круга, радиус которого приблизительно равен половине расстояния между фронтальными колонками. Очевидно, что чем меньше это расстояние, тем меньше площадь оптимальной зоны для прослушивания. Следует отметить, что попадание ушей в так называемую приемлемую зону вовсе не гарантирует стопроцентного пространственного звука. Что-то из объемных эффектов останется, а что-то потеряется. Оптимальная зона может оказаться намного меньше приемлемой, это зависит от целого ряда нюансов.

Сюрприз поджидает тех, кто не любит отодвигаться от монитора, особенно при прослушивании музыки или просмотре фильмов с многоканальным звуком. Обычно пользователь сидит на расстоянии 50-70 см от дисплея и фронтальных колонок. А это при расстоянии между фронтальными колонками около метра и более (как правило, любители музыки расставляют их именно так) приводит к несовпадению положения ушей и идеальной зоны прослушивания из-за того, что последняя убегает за голову слушателя чуть ли не на полметра. Сближение фронтальных колонок до 50-70 см (по бокам 15- или 17-дюймового монитора) приближает идеальную точку прослушивания к ушам пользователя, но приводит к крайне нежелательным последствиям. Во-первых, для получения истинного объемного звука тыловые колонки придется располагать еще ближе (новый радиус-то равен пресловутым 50-70 см!). Во-вторых, площадь зоны оптимального прослушивания становится еще меньше, ужимаясь чуть не ли до размеров черепной коробки. В-третьих, область приемлемого прослушивания усыхает до того, что еще одному слушателю просто не найдется места в пространстве истинного объемного звука.

Впрочем, возникает резонная мысль: зачем потеть с расстановкой колонок, если никто не мешает отрегулировать громкость центрального, фронтальных и окружающих каналов в том же микшере аудиокарты, тем самым компенсировав разницу в удалении разбросанных не по правилам колонок. Однако здесь кроется подвох. Дело в том, что даже у идентичных акустических систем частотные характеристики различаются на разной громкости! То есть сильно нагруженные и слабо нагруженные колонки могут звучать по-разному. Вроде того как спеть тихо гораздо легче, чем то же самое спеть громко, не дав петуха или не сорвав голос. Подстройка громкости отдельных каналов может привести к гибели объемного звука, а может и сойти с рук. Тут как повезет с конкретной моделью колонок, как скажутся персональные предпочтения по громкости звучания.

Следует подчеркнуть, что использование разнокалиберных колонок (в частности, по мощности) для тыла и фронта, а также для центра, не есть простой путь с точки зрения воссоздания пространственного звука. Конечно, вы и с первого раза можете попасть в яблочко, но шансы, увы, не велики.

Чтобы правильно настроить объемный звук без волокиты с расстановкой (или подбором) колонок, прибегают к более тонким средствам, нежели подкрутка громкости. В драйверах продвинутых звуковых карт (и очень редко - в усилителях-декодерах многоканальных акустических систем, см. например, 12561) можно поиграться задержкой между фронтом и тылом. Например, в Creative SB Audigy2 появилась автоматизированная процедура калибровки многоканальных акустических систем, имеющая нетривиальный алгоритм.

Для корректной расстановки акустических систем в самых общих чертах можно рекомендовать два подхода. Первый (компромиссный) заключается в традиционной расстановке сателлитов фронта в плоскости экрана дисплея, а центра - верхом на мониторе. Тогда при небольшом расстоянии между фронтальными колонками и невесть как пристроенном тыле худо-бедно, но все-таки получим многоканальный звук прямо на рабочем месте, однако слушать придется в одиночку и не шелохнувшись, дабы не выскочить из зауженной зоны объемного звука. При достаточно широкой расстановке фронтальных колонок и, как следствие, отсутствии головной боли о том, куда пристроить тыловые колонки, получим приличную зону оптимального звука, но она будет за пределами типичного рабочего места. То есть при прослушивании многоканального звука придется отодвигать кресло назад.

Второй же подход (дальновидный) состоит в экспериментальной расстановке колонок вдали от монитора с целью расширения зоны оптимального прослушивания, а также придания пространственному звуку большей реалистичности и более четкой локализации.

Расположение колонки центрального канала на передней части монитора (предлагаемое множеством производителей мультимедиа) нельзя признать удачным решением, в том числе при широком расположении фронтальных колонок. Да, в полномасштабном домашнем театре принято громоздить центральную колонку на телевизор, но при этом фронтальные колонки раздвигаются более чем на два метра, а зрители-слушатели восседают на почтенном удалении. Если все-таки колонку центрального канала водрузить на монитор, а фронтальные колонки располагать наугад, ценителю звука придется отодвигаться гораздо дальше по сравнению с привычным рабочим расстоянием. Практика показывает, что порою лучше вообще отказаться от центрального канала. К сожалению, результат зависит от специфики акустических систем. Поэтому самое лучшее решение - удалить от места перманентного пребывания слушателя фронтальные и центральную колонки, разместив центр на подставке (или подвесе, или на полке) за монитором, а фронт - по краям стола или на соседних с ним полках (см. схему 4).

van_SG_true5_1!!.gif

Легко сказать, расставь колонки так и так, когда в комнате тут шкаф выпирает, а там какая-нибудь несдвигаемая хрень торчит. И так ли уж хорош этот пространственный звук, если можно обойтись добротным стерео? О вкусах не спорят, конечно. Хотите новых действительно острых ощущений? Тогда вперед!

Освобожденный от колонок компьютерный стол, поставленный перпендикулярно длинной стене - одно из спорных решений по оптимизации размещения акустики (схема 5). Фронтальные и центральную колонки надо на что-то поставить, чтобы они оказались выше стола и монитора, иначе не избежать экранирования и дифракции. Плохо и то, что оптимальная зона для прослушивания убежала так, что ее большая часть накрыла пространство, недоступное слушателям.

В случае углового стола, прижатого к двум стенам, получаем довольно скверный вариант (схема 6). Одна из тыловых колонок оказывается не пришей к кобыле хвост. Даже если ее подвесить к потолку, все равно асимметрия стен сделает свое черное дело, а о тыловую колонку-отшельника, висящую, как пить дать, на проходе, все будут головами биться. Вот со стереозвуком тут да, все чики-чики: тыловые колонки на стенах могут служить хорошим расширителем стереобазы в режиме double stereo. Чтобы все-таки претендовать на объемный звук, придется приблизить тыловые колонки (схема 7).

van_SG_true5_1!!.gif

Все сказанное выше о расстановке колонок касается акустики с пятью и более сателлитами, но в случае домашнего кинотеатра легко проецируется на четыре. С играми сложнее - придется поискать заветную сладкую точку (sweet spot) экспериментальным путем или ограничиться наушниками.

Особенности современных акустических систем Два слова о конструктивах компьютерных акустических систем. При закрытом акустическом оформлении колонок отдача на низких частотах оставляет желать лучшего, так как сказывается упругость воздуха, запертого внутри ящика акустической системы. Здесь под отдачей имеется в виду развиваемое в озвучиваемом пространстве акустическое давление. Упругость воздуха повышает основную резонансную частоту головки басового динамика тем больше, чем больше диаметр диффузора и чем меньше объем ящика . Большой по площади диффузор гораздо эффективнее излучает низкие частоты, но в век повальной миниатюризации это мало кого радует. Чтобы сделать колонку басовитее, идут тремя путями: увеличивают объем корпуса (не модно да и стоит недешево); утяжеляют низкочастотный диффузор (недостатки очевидны: попробуй раскачай и затормози, когда нужно) или увеличивают гибкость подвеса диффузора; обманывают природу, переворачивая по фазе волну, излучаемую тыльной частью диффузора, - вставляют порт (как правило, трубу) фазоинвертора. Насколько известно, расчет фазоинвертора не имеет однозначного аналитического решения, то есть при определении размеров злополучной трубы действуют методом проб и ошибок, используя полуэмпирические зависимости. Если труба, по прикидкам, выходит слишком длинной и не вмещается в корпус колонки, то фазоинвертор изгибают, реже, практически наугад, профилируют горловину трубы. Его выносят, как правило, на лицевую панель колонки, но не брезгуют и задней, хотя случаются и более логичные решения типа развернутого по периметру порта в нижней части колонок. Вариант с задним проходом, пожалуй, самый неадекватный. Разумеется, лучше всего фазоинвертор переворачивает ту волну, которая совпадает по частоте с его собственным резонансном. Остальные частоты будут выплевываться постольку поскольку. В идеале низкочастотные волны должны переворачиваться на 180 градусов, чтобы совпадать по фазе с излучаемыми передней поверхностью диффузора. Далеко не все динамические головки хороши для колонок с фазоинвертором. Любой динамик обладает собственным резонансом и есть такое понятие, как добротность колебательной системы. При малой добротности динамик будет стараться игнорировать внешние воздействия на собственной частоте резонанса. При большой добротности, наоборот, раскачиваться им в такт до одурения. Бородатый пример из физики про солдат, идущих по мосту не в ногу, еще помните? Ну, подвести при обычной эксплуатации к динамику напругу коварной частоты, чтоб он развалился, вряд ли удастся, - скорее гавкнется катушка (которая прикреплена к диффузору и колеблется в зазоре магнита). Чем подвижнее подвес диффузора, тем, как правило, выше добротность. Опыт показывает, что превышать некий предел по добротности чревато. В частности, есть риск получить черезмерную выпуклость на АЧХ акустической системы и неприятные на слух (хоть и мощные) низкие частоты. Как всегда в технике, наталкиваемся на необходимость поиска компромисса. Либо голова завязнет, либо ноги утопнут. Колонки получат либо высокую чувствительность (легко раскачиваются любым усилителем) и будут гудеть, бубнить и ухать в районе частоты фазоинвертора, либо низкую (что при грамотном проектировании активной акустики можно легко обойти, согласовав с динамиками встроенный усилитель), но зато без фазоинверторного гудежа. Фазоинвертор, сконструированный тяп-ляп, вкупе с неудачно подобранным динамиком размазывает во времени звуки ударного характера и привносит низкочастотное послезвучие в тона сугубо гармонические. Таким образом, фазоинвертор выручает при модной нынче миниатюризации колонок с классическими динамиками, но таит в себе множество труднопредсказуемых сюрпризов, чаще всего неприятных.

Об акустике помещений

Надеюсь, не надо доказывать, что одна и та же акустическая система в разных помещениях может звучать по-разному. Время реверберации прямо пропорционально объему озвучиваемого пространства и обратно пропорционально некой штуковине под названием общее поглощение помещения. Чем больше время реверберации, тем причудливее и мощнее эхо. Так называемое общее поглощение помещения чаще всего определяется эмпирическим путем. Поглощение некоторых объектов (стульев, кресел, людей) известно, но зависит от частоты звука. Например, на частоте 100 Гц оно втрое меньше, чем на частоте 4000 Гц.

В жилых комнатах объемом до пятидесяти кубометров время реверберации мало и составляет около 0,3 с. В такого рода помещениях слушатели главным образом воспринимают звуки, воспроизводимые непосредственно громкоговорителями . Звуки, отраженные стенами, имеют слишком малую задержку, чтобы наша система слуха успевала на них реагировать. Для сравнения: время реверберации больших концертных залов достигает пяти секунд.

Любое помещение вызывает избирательное перераспределение мощности определенных частотных составляющих. Наиболее заметно это на чистых тонах. Эффект вызывается образованием стоячих волн (фронт волны не перемещается в пространстве, затухание мало) на резонансных частотах помещения. Основные резонансные частоты определяются расстоянием между противоположными стенами, между потолком и полом, а также их геометрией. Помимо основных имеется множество дополнительных резонансов, уходящих в область более высоких частот. Так, в диапазоне частот до 100 Гц для большой гостиной комнаты можно обнаружить около сорока (!) резонансов. В малых помещениях не исключены даже низкочастотные биения - очень неприятное на слух явление. Не зря эксперты Hi-Fi-акустики отмечают нехорошую странность звучания на басах мощных напольных колонок в маленьких комнатах. Зато в комнатах с высоким потолком (более 3 м) могут чудесно зазвучать басы скромных полочных колонок. Заглушить же любую комнату в низкочастотном диапазоне непросто. Тут толстыми тяжелыми коврами и плотными присборенными гардинами не отделаешься, хотя без них зачастую совсем невеселая картина.

Для средних и высоких частот при стереопаре колонок, как утверждают аудиофилы, неплохой результат дает ограждение по тылу оптимальной зоны прослушивания звукорассеивающими предметами. Однако для многоканальной акустики придется искать другие пути. Тот же ковролин (попушистее да потеплее) на полу, пупырчатые мягкие утолщенные обои, пенопластовая потолочная плитка и шторы на окнах дадут заметные положительные сдвиги. Для большинства типичных жилых помещений этого вполне достаточно. Наличие мягкой мебели подразумевается по умолчанию, ведь не сидя же по-турецки музыку слушать.

Изгаляться придется в помещениях неординарной формы, в которых горе-архитекторы создают акустические карманы разного рода, вплоть до низкочастотных резонаторов. Хозяева иногда тоже дают маху с расстановкой акустики, а потом удивляются, что тонус падает. Увы, универсальный рецепт здесь дать невозможно, слишком много непредсказуемых комбинаций.

В идеале нужно позаботиться о звукоизолировании, то есть не только заглушить помещение для прослушивания, избавившись от отраженных звуков, но и минимизировать прохождение звука в соседние помещения. Для этого применяют звукопоглощающие, а не звукоотражающие и не вибродемпфирующие материалы. Звукоотражающие материалы не дадут звуку проникнуть в соседние помещения, но что при этом будет твориться в помещении с источником звука, догадаться нетрудно. Отразить звук гораздо проще, чем поглотить. Для максимального эффекта толщина поглощающего слоя должна быть сравнима с длиной волны, а на низких частотах это от нескольких метров до полутора десятков.

Современные шумопоглощающие материалы (вспененные открытоячеистые на основе полиуретана и т. п.), широко используемые в аудиотюнинге автомобилей, эффективны начиная с 200 Гц, с максимальным поглощением на определенных частотах, например 1 кГц . Звукопоглотители резонансного типа (дырчатые маты) хороши только на определенных частотах. Наиболее эффективны, причем во всем диапазоне частот, заостренные клинья из звукопоглощающих материалов, но размеры таких клиньев должны быть столь велики для низких частот, что приводит к диким затратам и не менее дикому внешнему виду комнаты. Помнится, для звукоизоляции жилых помещений заядлые меломаны оклеивали стены ячеистыми упаковочными поддонами, предназначенными для транспортировки куриных яиц, вдобавок наполняя пристеночное пространство минеральной ватой. Видок у сего творения тот еще, зато наслаждаться полноценным звуком можно было в любое время суток. Так что серьезная звукоизоляция - дело хлопотное, дорогое и неблагодарное. Соседи не оценят ваш порыв по достоинству, а вот домочадцы встанут на тропу войны.

Впрочем, все хорошо в меру, и заглушением помещения не стоит увлекаться. Исключение составляет случай, когда необходимо проводить корректные измерения, например снимать АЧХ акустических систем и т. п. В остальном же перезаглушение вряд ли оправдано, поскольку приведет к неестественному и неожиданно тихому звуку, правда, при очень четкой стереокартине с детальной локализацией источников звука. Вот такой компромисс: либо пространственные эффекты, либо естественность звучания.

Б. Урбанский. Электроакустика в вопросах и ответах. - М.: Радио и связь, 1981.
В. К. Иофе, М. В. Лизунков. Бытовые акустические системы. - М.: Радио и связь, 1984. - 96 с.
М. Эфрусси. Снижение резонансной частоты головок, Радио, 3, 1975.
(http://www.noisebuster.ru/material/aa.shtml).

звуковых колонок в достаточно большом помещении, стереоэффект будет ощущаться только у противоположной стены. Слушатели, находящиеся в середине (по оси симметрии), почувствуют звуковой провал, то есть будут слышать как бы «разорванную» звуковую картину.

Для устранения этого недостатка между основными громкоговорителями устанавливают дополнительный, третий, который подключают к правому и левому каналам так, как показано на рисунке 2. При таком включении звуковая картина для слушателей в середине

помещения восстанавливается, но эффект локализации отдельных источников получается размытым из-за монофонического воспроизведения звука средним громкоговорителем.

Если в помещении клуба будет много предметов, сильно поглощающих ззук, ширина зоны хорошей слышимости стереоэффектов будет не больше 0,2 ширины базы. В этом случае при ширине базы 1,5-3 м разместить группу слушателей в зоне наилучшего стереоэффекта будет затруднительно. Расширению зоны восприятия стереоэффекта способствует отражение звука от стен и потолка. На рисунке 3 показано такое размещение громкоговорителей, при котором наилучшим образом используется эффект отражения звука от стен.

Большое влияние на качество воспроизведения оказывает уровень громкости. Чем ближе он к уровню звучания музыкальных инструментов и голоса певца, тем стереоэффект ощущается полнее. Для помещения площадью до 30 м 2 уровень воспроизведения

музыки должен быть не ниже 60-70 дБ (что соответствует громкой речи). Необходимо также следить, чтобы между слушателями и громкоговорителями не находились какие-либо предметы, могущие вызывать заметное ослабление высших звуковых частот и вследствие этого сузить эффективную зону стереофонического воспроизведен и я.

ВРАЩАЮЩИЕСЯ ПРИЗМЫ

Предлагаем конструкцию универсального стенда, который может стать визитной карточкой вашего клуба. Стенд этот не совсем обычный. Вместо привычных витрин он представляет собой четыре вращающиеся трехгранные

призмы. Таким образом полезная площадь стенда увеличивается в три раза.

А теперь расскажем о его конструкции. Посмотрите на рисунок. Каркас стенда монтируется из старых водопроводных труб -0 25-40 мм и устанавливается на бетонных тумбах. Призмы крепятся между двух Направляющих на упорных подшипниках. Изготовить призмы проще всего так: на треугольное основание (заготовки выре

заются из ДСП) с помощью реек с пазами устанавливаются листы оргалита или фанеры Так как эти материалы сильно коробятся от сырости, советуем дополнительно укрепить их ребра рейками или проволочными скобками. Для защиты от дождя и"снега над стендом нужно смонтировать одно- или двухскатную крышу, установив на ней люминесцентные или обычные электрические лампы.

ВЫСОКОЧАСТОТНЫЙ

АКУСТИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ С КРУГОВОЙ ДИАГРАММОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Г. СТЕПАНОВ

Большим недостатком современных динамических громкоговорителей является острая характеристика направленности в области высших звуковых частот, что создает определенные неудобства при прослушивании монофонических программ и сужает зону стереоэффекта при использовании обычных акустических систем в стереофонии.

В различной отечественной и зарубежной литературе неоднократно приводился рисунок (рис. I), иллюстрирующий влияние расположения громкоговорителей на зону стереоэффекта. Для расширения зоны стереоэффекта многие любители стереофонического звуковоспроизведения применяют один - два громкоговорителя закрытого типа в каждом канале, располагая их в углах комнаты, как показано на рис. 2.

Выпускаемые рядом иностранных фирм высокочастотные акустические агрегаты выполнены в виде куба, на внутренней стороне каждой грани которого размещен громкоговоритель (всего 6 штук).

Применение всенаправленных излучателей не только расширяет зону стереоэффекта, но и позволяет значительно снизить необходимую площадь помещения с 18-20 до 12-

Рис. 1. Зоны заметного стереоэффекта:

а - при размещении одиночных г р ом к о го вор и т ел ей в у гл а х ком наш ы б - при размещении системы из трех громкоговорителей в каждом канале вдоль узкой стороны комнаты.

Рис. 2. Размещение громкоговорителей пи углам комнаты.

Автором статьи предлагается конструкция высокочастотного акустического агрегата, обладающего круговой характеристикой направленности в горизонтальной плоскости, с рабочим диапазоном частот от 5-б до 18-20 кгц.

В конструкции применены отечественные громкоговорители 1 ГД-3 РРЗ со следующими основными параметрами: среднее стандартное звуковое давление 0,3 п!м2, собственная частота механического резонанса 4,5^ ± 1 кгц, модуль полного электрического сопротивления на частоте 630 гц - 12,5 ом, номинальная мощность 1 етп, рабочий диапазон частот 5-18 кгц.

Общий вид агрегата показан на рис. 3. Сферический фронт звуковой волны от громкоговорителя 1 (на рисунке дан разрез диффузора громкоговорителя) попадает на рассеивающую линзу 2. Отраженные от линзы звуковые колебания имеют круговую характеристику направленности в горизонтальной плоскости. Образующая линзы рассчи¬

тана таким образом, что в вертикальной плоскости повторяется характеристика направленности громкоговорителя. Для увеличения звукового давления и расширения характеристики направленности в вертикальной плоскости в агрегате используются два громкоговорителя.

При сборке агрегата громкоговоритель с капроновой сеткой 6, защищающей его от пыли, приклеивают к пластине 4 и запрессованному в нее кольцу 5. Затем весь узел с помощью стоек 7 крепят к корпусу 3. Стоики 7

Рис. 3. Общий вид акустического агрегат а:

1 - громкоговоритель; 2 - акустическая линза; 3 - корпус; 4 - дюралюминиевая пластина; 5 - кольцо; б - капроновая сетка; 7 - стойки: 8 - основание; 9 - муфты.

РАДИО № 4, 1973 г, О 39

[ 20 ]

2 8; 3,0 м при изменении ДЛ в пределах от О (ненаправленные громкоговорители) до (ступенями через 2 дБ) и для значений углов t) от О

Результаты этих расчетов, полученные для В=3,0 м и ДА=10 дБ (как иуеЮЩие наибольший интерес), представлены графически на рис. 3.2. Здесь


Рнс 3 1 к расчету зоны стереоэффекта

для каждого отдельного случая приведены рассчитанные значения \ср и р. Зона стереоэффекта заштрихована, а зона расположения слушательских мест, для которых выполнялся расчет, оставлена незакрашенной. Заметим, что при Б=3,0 м наибольшее увеличение зоны стереоэффекта наблюдается при ДЛ = =40 дБ и \j 70°, что соответствует углу на громкоговорители 2ф 140°. Завн-





Рис 3 2 Влияние формы и ориентации в пространстве характеристик направленности громкоговорителей на размер зоны стереоэффекта

симостн коэффициента р от степени направленности громкоговорителей АЛ, полученные для разных значений углов гр, приведены на рис 3 3.

Полученные данные свидетельствуют о следующем: а) наименьший размер зоны стереоэффекта получается при применение! направленных громкоговорителей, но расположен-

Рис 3 3 Зависимость коэффициента использования площади прослушивания испытуемой системой воспроизведения от степени направ-енности громкоговорителей для разных углов пересечения акустических осей громкоговорителей


ных таким образом, чтобы их акустические оси были параллельны; б) несколько больший размер зоны стереоэффекта обеспечивают ненаправленные громкогов! . рители, в) наибольшее расширение зоны стереоэффекта наблюдается при использовании направленных громкоговорителей, акустические оси которых направлены навстречу друг другу под определенным углом.

3.3. Оптимальные характеристики направленности громкоговорителей при стереовоспроизведении

Подавляющее большинство выпускаемых в настоящее время акустических систем и значительная часть базовых моделей (см. табл. 3.1) обеспечивают очень узкую зону стереоэффекта. Во-первых, это создает значительные неудобства для слушателя, вынуждая его располагаться на оси симметрии системы. Во-вторых, практически исключается возможность коллективного прослушивания с целью получения высокого качества воспринимаемого стереоэффекта Для слушателей, расположенных сбоку от оси симметрии системы, воспринимающих только ближайший громкоговоритель, звучание по сути дела становится монофоническим.

Этот недостаток, присущий большинству стереофонических звуковоспроизводящих систем не является непреодолимым. Из рис. 3.2 и 3.3 видно, что применение направленных и определенным образом ориентированных громкоговорителей может быть достаточно эффективной мерой для расширения зоны стереоэффекта. Иными словами с помощью характеристик направленности громкоговорителей оказывается возможным компенсировать действие на орган слуха временной разности \Хх,у и разности уровней ALx,y путем создания в каждой точке прослушивания определенной по значению и знаку компенсирующей разности уровней.

При этом уравнение компенсации имеет вид

;.Д.,.+ ДЧ.+ ДД(Ф., = 0 (3-2)

где ДLдф -компенсирующая разность уровней, в децибелах, создаваемая в данной точке за счет различия характеристик направленности Д1{1) и Д2(11;2) громкоговорителей, н определяемая как

Д Lд = Д, Ш - Д, Ш = /С. + 20 Ig + /Со

Обычно значения ДLд(ф рассчитываются только для центрального КИЗ, так как стабилизация его местоположения при боковом смещении слушателя является необходимым и достаточным условием стабилизации всей панорамы. Это следует из того факта, что наклон кривых, характеризующих относительное смещение КИЗ в функции AL или Дт не зависит ни от размера В, ни от координат слушателя при у>В.

Из (3.3) следует, что существует множество форм оптимальных характеристик направленности, так как определяющим фактором является их разность. Чаще всего на практике используются два пути получения разности ДLдф

Наиболее распространенным для двухканальиой стереофонии является создание громкоговорителей, обеспечивающих получение для каждого слушательского места значений разности факторов направленности, обеспечивающих направленное излучение звука только в горизонтальной плоскости. При этом з вертикальной плоскости излучение звука должно быть по возможности ненаправленным

Получение характеристики направленности каждого из громкоговорителей в горизонтальной плоскости монотонной в функции угла и к тому же не имеющей резких перегибов возможно, если точную компенсацию (полную нейтрализацию действия на орган слуха) величин Ахх.у и \Lx,y производить лишь для точек, образующих прямую линию, параллельную базе громкоговорителей .

Результаты расчетов Доп1(ф) для разных значений и расстояний уо представлены на рис. 3.4. Для удобства сравнения выполнена нормировка каждой полученных кривых и, кроме того, они построены в децибелах. Из рис. 3.4 следует, что форма оптимальной характеристики направленности громкоговорителей зависит от Уо и В; чем больше В и меньше расстояние до линии ко.м-яеисацин, тем острее должна быть характеристика направленности Гр1 и Гр2;


О -5 -10 -15 -го дВ -20 -15 -10 -5 О


Рис, 3.4. Оптимальные по передаче пространственной информации характеристики иаправ-лениостн для правого (сплошные линии) и левого (пунктирные линии) громкоговорителей стереофонической акустической системы для разных баз при уь=2 м (а) н разных Уо прн В=1,8м (б)

прн!/о>1,5 м влияние этого фактора существенно снижается; акустические осн громкоговорителей с оптимальной направленностью (в зависимости от выбранных значений В и уо) пересекаются на оси симметрии под углом 80-120°; изменение направленности каждого из громкоговорителей в пределах угла 60°, считая от его акустической осн для случаев, имеющих наибольший практический интерес (В = 2,8-3,0 и Уо>\,5 м), составляет 6-8 дБ. Заметим, что результаты этих вычислений достаточно хорошо согласуются с данными § 3.2. Для уменьшения влияния вертикальной направленности таких громкоговорителей иа получаемые результаты, громкоговорители следует располагать на уровне ушей слушателя, если же вертикальная направленность незначительна, то расположение колонок по высоте безразлично. Следует лишь помнить, что чрезвычайный их подъем приводит к неестественному по высоте положению стереопанорамы.

Другим, менее распространенным в настоящее время способом расширения зоны стереоэффекта (одинаково пригодным для стереофонии и квадрафонин), является применение громкоговорителей, имеющих определенную форму направленного излучения в вертикальной плоскости при отсутствии направленности в горизонтальной. Для получения требуемого эффекта громкоговорители Должны устанавливаться ниже (это расположение является более предпочти-

Большим недостатком современных динамических громкоговорителей является острая характеристика направленности в области высших звуковых частот, что создает определенные неудобства при прослушивании монофонических программ и сужает зону стереоэффекта при использовании обычных акустических систем в стереофонии.

В различной отечественной и зарубежной литературе неоднократно приводился рисунок (рис.1), иллюстрирующий влияние расположения громкоговорителей на зону стереоэффекта.

Рис. 1. Зоны заметного стереоэффекта

Для расширения зоны стереоэффекта многие любители стереофонического звуковоспроизведения применяют один — два громкоговорителя закрытого типа в каждом канале, располагая их в углах комнаты, как показано на рис.2.

Рис. 2. Размещение громкоговорителей по углам комнаты

А — при размещении одиночных громкоговорителей в углах комнаты

Б — при размещении системы из трех громкоговорителей в каждом канале вдоль узкой стороны комнаты.

Выпускаемые рядом иностранных фирм высокочастотные акустические агрегаты выполнены в виде куба, на внутренней стороне каждой грани которого размещен громкоговоритель (всего 6 штук).

Применение всенаправленных излучателей не только расширяет зону стереоэффекта, но и позволяет значительно снизить необходимую площадь помещения с 18-20 до 12-15 м 2 . В материалах рекламной иностранной печати имеются сообщения, что использование всенаправленных излучателей позволяет получить удовлетворительный стереоэффект даже в салоне легкового автомобиля.

Автором статьи предлагается конструкция высокочастотного акустического агрегата, обладающего круговой характеристикой направленности в горизонтальной плоскости, с рабочим диапазоном частот от 5-6 до 18-20 кГц.

В конструкции применены отечественные громкоговорители 1ГД-3-РРЗ со следующими основными параметрами: среднее стандартное звуковое давление 0,3 Н/м2, собственная частота механического резонанса 4,5± 1 кГц, модуль полного электрического сопротивления на частоте 630 Гц — 12,5 Ом, номинальная мощность 1 Вт, рабочий диапазон частот 5-18 кГц.

Общий вид агрегата показан на рис.3. Сферический фронт звуковой волны от громкоговорителя 1 (на рисунке дан разрез диффузора громкоговорителя) попадает на рассеивающую линзу 2. Отраженные от линзы звуковые колебания имеют круговую характеристику направленности в горизонтальной плоскости.

Рис. 3. Общий вид акустического агрегата

  1. громкоговоритель;
  2. акустическая линза;
  3. корпус;
  4. дюралюминиевая пластина;
  5. кольцо;
  6. капроновая сетка;
  7. стойки;
  8. ​основание;
  9. ​муфты.

Образующая линзы рассчитана таким образом, что в вертикальной плоскости повторяется характеристика направленности громкоговорителя. Для увеличения звукового давления и расширения характеристики направленности в вертикальной плоскости в агрегате используются два громкоговорителя.

При сборке агрегата громкоговоритель с капроновой сеткой 6, защищающей его от пыли, приклеивают к пластине 4 и запрессованному в нее кольцу 5. Затем весь узел с помощью стоек 7 крепят к корпусу 3. Стойки 7 держат также основание 8 с приклеенными к нему линзами 2.

Эскизы деталей агрегата показаны на рис. 4. Корпус 3 и основание 8 фанерованы, можно использовать пластик с рисунком, имитирующим ценные породы дерева. Остальные детали изготовлены из дюралюминия Д16. Наружные поверхности этих деталей отполированы.

Рис. 4. Эскизы деталей агрегата

Электрическое включение громкоговорителей агрегата определяется параметрами усилителя и низкочастотных громкоговорителей. Для однополосных усилителей с номинальной выходной мощностью 5-10 Вт можно рекомендовать вариант включения агрегата, показанный на рис. 5,а.

Рис. 5. Электрические схемы включения громкоговорителей акустического агрегата

Для стереофонических усилителей с одним низкочастотным громкоговорителем схема упрощается. На рис.5,б, например, показана схема подключения агрегата к звуковой колонке магнитофона «Яуза-10».

Дроссели намотаны на пластмассовых каркасах диаметром 25 мм.

Ширина намотки 30 мм. Дроссель Др1 (рис. 5,а) содержит 150, а Др1 (рис. 5,б) — 100 витков провода ПЭВ-2 1,04.

И в заключение хочется предупредить радиолюбителей, что использование описанного акустического агрегата целесообразно только в том случае, если полоса рабочих частот усилителя превышает 8-10 кГц. При меньшей полосе его применение становится неоправданным и малоэффективным.