Как сделать нормализацию аудиосигнала. MP3Gain - утилита для выравнивания громкости аудиофайлов. Говоря в дальнейшем о звуковых файлах мы будем иметь ввиду файлы с расширением.WAV, то есть wav-файлы. Поскольку это именно те файлы, которые используют для з

Всем привет! Нормализация звука не проблема для того, кто умеет пользоваться Audacity даже на самом начальном уровне.

Начнем с определения.

Нормализовать звук — это, по простому говоря, так обработать его в аудиоредакторе, чтобы было приятно слушать, а именно:

  • убрать фоновые шумы,
  • выровнять громкость речи на протяжении всей звуковой дорожки,
  • убрать резкие выбросы/пики громкости,
  • убрать нежелательные звуки (кашель, например),
  • сделать громкость записи такой, чтобы ее можно было комфортно слушать на всех типах компьютеров и мобильных устройств, выставляя громкость устройства на средний уровень.

Насколько это важно? Очень важно! Хорошее видео с плохим звуком – деньги на ветер. Видео «рулит» в интернет-маркетинге. Продаете ли вы через свой интернет-магазин, продвигаете ли свои услуги через сеть, строите ли корпоративный сайт, стремитесь раскачать свой канал в Youtube - везде нужно уметь сделать приличное видео. Но видео-то видео, а если у вас звуковое сопровождение будет тихое, глухое, с шумами, другими дефектами, то считайте, что вся работа насмарку. Никто такое видео далее 10 секунд не станет продолжать смотреть.

Сразу скажу, что если вы уповаете на свою суперсовременную дорогую профессиональную видеокамеру, то это напрасно. Шумы-то она запишет даже лучше чем смартфон. Так что на 100% «вытянуть» звук первоклассным «железом» не получится.

Профессионалы пользуются для этого звуковыми редакторами. Берут отдельно аудиодорожку и правят ее. В этом посте я научу вас, как пользоваться Audacity для нормализации звука.

Почему именно Audacity? Потому, что это:

  1. Специализированная программа – аудиоредактор звуковых файлов.
  2. Достаточно мощная для того, чтобы сделать со звуком что угодно.
  3. Бесплатная.
  4. Достаточно простая в освоении. Особенно когда дело касается стандартных не сложных операций со звуком.

Ну, давайте начнем.

Из этой статьи вы узнаете:


Для того, чтобы все было максимально приближенно к реальной жизни и понятно, возьмем видеозапись, сделанную на самый обычный смартфон – htc one v. Видео он снимает разрешением HD. На сегодня это уже не нечто запредельное, а стандарт. Звук захватывает как смартфон – если близко, то хорошо, если на расстоянии, то уже посредственно.
Итак, наша самая первая задача:

Как извлечь звук из видео в отдельный звуковой файл

Способов — масса. Чтобы не загромождать пост второстепенными подробностями, вкратце расскажу всего про три. Выберете удобный для себя.

  1. Посредством бесплатной программы Freemake Video Converter
  2. Посредством платной программы Total Video Converter
  3. Посредством имеющего у вас видеоредактора. А иметься он у вас должен. Особенно если весь или часть вашего бизнеса — в интернете. Особенно если вы регулярно снимаете и выкладываете видео на ваш сайт. Конечно если вы хотите выкладывать хорошее видео, чтобы его смотрели много людей.

Первые два пункта подробно объяснять не стоит. Там все совершенно несложно, но если будут проблемы – пишите, объясню.

Вот на видеоредакторе остановлюсь поподробнее. В смысле как извлечь звук из видео с его помощью. Видеоредакторов тоже очень много. Я пользуюсь одним из самых популярных – Sony Vegas.

Копируем отснятое видео из смартфона на компьютер.

Открываем видеоредактор.

Через меню Файл – Открыть открываем видеофайл.

и выбираем формат сохраняемого файла mp3. Нажимаем на Custom…

и выбираем параметры сохранения. Рекомендую выбрать Моно, битрейт 128 kbps и частоту 44 100 Hz.

Выбираем папку сохранения и желаемое имя сохраняемого mp3 файла.

Все аудиодорожку мы отдельно сохранили и теперь начнем нормализовать звук . Я распишу все пошагово.

Шаг 1. Первичное применение плагина Hard Limiter

На записанном звуке могут оказаться пики-выбросы по громкости. Если их не уменьшить, то они здорово раздражают или могут даже оглушать. Это может быть и кашель, и внезапно громко передвинутый стул, сигнал рядом проезжающей машины и так далее. Поэтому:

Кликаем по области управления свойствами дорожки левой кнопкой мышки и тем самым выделяем всю дорожку

Затем идем в меню Эффекты-Hard Limiter… и ставим вот такие параметры

Кликаем ОК. Готово.

Шаг 2. Нормализация звука

Обычно запись с микрофонов, смартфонов, диктофонов получается тихой для того, чтобы ее прямо вот в таком виде выложить в виде видео на ютюбе. Значит нам нужно поднять громкость звука. Но желательно сделать это так, чтобы звук был поднялся, но не выше заданного предела. Для этого применяется плагин Нормировка сигнала. Он увеличивает громкость, но так, что максимальная амплитуда – фиксированная. Для этого идем в меню Эффекты-Нормировка сигнала… Ставим в окошке -3.0 db.

Жмем ОК. Смотрим результат.

Шаг 3. Обработка аудиофайла плагином Компрессор…

Продолжаем пользоваться Audacity для нормализации звука и на этом шаге освоим плагин Компрессор… Обращаю ваше внимание, что обрабатывать дорожку нужно именно в таком порядке пошагово, не путая и не перескакивая. Для чего нужен Компрессор…? Компрессор усредняет, уменьшает разницу между самыми тихими и самыми громкими участками. Бывает, человек говорит в микрофон то громче, то тише и при слишком большой разнице слушать такую запись некомфортно. После обработки компрессором, громкость голоса становится более ровной, без скачков.

Итак идем в Эффекты-Компрессор… Ставим вот такие же параметры

и жмем ОК. Радуемся результату.

Шаг 4. Финишная обработка плагином Hard Limiter…

Как бы хорошо ни обрабатывал звук Компрессор, у его алгоритма тоже есть недостатки и при определенных условиях он снова выделяет пики. Чтобы избежать этого, еще раз обработайте дорожку плагином Hard Limiter…, только ставьте уровень не -10, как в первый раз, а -2.0 db.

Вот вобщем и всё. В большинстве случаев этих 4 шагов достаточно. Теперь рассмотрим более сложные случаи, а именно:

  1. если предыдущие плагины – Нормировка сигнала… и Компрессор… — не совсем хорошо справились с нормализацией громкости по всей длине аудиодорожки
  2. и если запись шла при высоком уровне фоновых шумов – рядом работал холодильник, шумел вентилятор, какое-нибудь гудение и тому подобное.

Ручное выравнивание громкости отдельных участков аудиодорожки

Для этого применим простой плагин Усиление сигнала. Он действует как ручка громкости. На этом этапе применение его оправдано, так как звук уже прогнан через Нормировку сигнала… и Компрессор… и в целом представляет собой выровненную без скачков диаграмму. Только, как видите она глобально разная на больших участках. С таким «раскладом» предыдущие плагины не всегда хорошо справляются и поэтому вот сейчас исправим это руками. Замечу, что такая ситуация бывает нечасто.

Итак, выделяем ту часть звуковой дорожки, где уровень сигнала явно ниже. Идем в меню Эффекты-Усиление сигнала… и подбором уровня усиления добиваемся выравнивания фрагментов аудиодорожки по громкости. Посмотрите на видео, как это происходит.

Как убрать шум из записи

Обратите внимание, что сейчас я буду объяснять как бороться именно с непрерывным фоновым шумом. Если вдруг во время непосредственно записи кто-то кашлянул, чихнул, что-то упало – это все не фоновый шум и если есть желание его убрать, то делать это нужно другими способами. А сейчас мы будем убирать именно фоновый шум. Итак, чтобы убрать шум из аудио, нужно найти на аудиодорожке участок тишины, выделить его и внимательно прослушать. Желательно, чтобы он содержал только ровный фоновый шум, без щелчков и других «выпадающих» или выделяющихся кусочков. Чем лучше мы подберем такой фрагмент, тем качественнее программа справится с зачисткой всей аудиодорожки.

Для этого визуально выбираем на диаграмме участок с нулевой или около того амплитудой и выделяем его мышью. Кликаем на кнопку Play в панели кнопок Audacity и внимательно слушаем. Если на фоновом шуме есть другие единичные звуки, то стараемся найти и выделить фрагмент без них.

Найдя наилучший фрагмент, выделяем его. Идем в меню Эффекты-Удаление шума-Создать модель шума.

Затем выделяем всю дорожку. Идем в меню Эффекты-Удаление шума. Оставляем вот эти параметры

Единственный параметр, с которым можно поэкспериментировать, это Подавление шума. Самое первое поле. Советую оставаться в пределах 12-24 db. Если сделать ниже 12, то шум может снизиться совсем незначительно. Если сделать выше 24, то могут появиться искажения на оставшихся участках со звуком.
Смотрим видео, где я все это делаю:


Вот и всё. Аудиодорожка нормализована, осталось сохранить ее в виде файла.

Сохранение обработанной Audacity дорожки в отдельный аудиофайл

Делается это через меню Файл-Экспортировать… Обращаю ваше внимание, что через меню Файл-Сохранить проект… вы сохраните аудиозапись именно в формате Audacity и только. Для того, чтобы сохранить в формате mp3 или wav нужно пользоваться именно Экспортировать… Далее все просто. Выбираете желаемый тип файла. Если необходимо – кликаете Параметры… и задаете нужные параметры. Например, если вы делаете экспорт в mp3, то вы сможете выбрать через Параметры качество звука. Рекомендую не делать его ниже 80 кбит/с и выше 128 кбит/с. Это для голоса, конечно. Если вы писали музыку и вам необходимо максимальное качество звучание, то можете поставить даже 320 кбит/с. Имейте только в виду, что чем выше битрейд (это качество звука), тем большего размера будет получаться итоговый файл.

Итак, из этого поста вы узнали как пользоваться Audacity в части нормализации звука.

Дополнено в декабре 2018 г. — Эта статья написана в 2014 году. За прошедшие 5 лет, к концу 2018го, накопился опыт, выявились тонкости и приемы, которые:

  1. упрощают процедуру,
  2. уменьшают время на обработку звука и
  3. заметно улучшают качество итогового звука
P.S. Хотите получать уведомления о новых статьях этого блога? Нажмите на эту кнопку - 32044

Л юбителям музыки, полагаем, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда одни композиции одной подборки звучат слишком громко, а другие, напротив, слишком тихо. Такое бывает, когда пользователи скачивают музыку из разных источников, а ещё композиции с разной громкостью звучания часто встречаются в миксах, где собраны песни разных исполнителей. Ну, это понятно, только как вот в таких случаях поступать, не регулировать же громкость каждый раз, как только песня зазвучит громче или тише?

Нет, конечно, потому что громкость можно выровнять, причём очень просто. Для этого вам понадобится маленькая бесплатная утилита . Эта программка позволяет обрабатывать аудиофайлы популярных форматов в пакетном режиме в соответствии с заданным параметром громкости.

Итак, идем на страничку разработчика и скачиваем последнюю полную(!) версию . По умолчанию программа устанавливается на английском языке и, если вас это не смущает, устанавливайте её в обычном режиме, чтобы сразу получить интерфейс на русском языке, на втором шаге инсталляции необходимо установить галочку «Russian» в меню «Language files» .

В меню жмём кнопку «Добавить файлы» и загружаем в окно утилиты аудиофайлы , над громкостью которых нужно поработать. Далее нажимаем «Анализ трек» и ждём пока программа не завершит анализ файлов с целью выявления их громкости. Процедура эта может занять несколько минут, всё зависит от общего размера анализируемых файлов. На обработку сборки объёмом 1 Гб уходит примерно 10 минут.

После нужно установить желаемую громкость (по умолчанию это 89 Db) и нажать кнопку «Тип трек» . В результате обработки громкость всех аудиофайлов будет приведена к единому указанному значению. Изменение уровня громкости занимает меньше времени, чем анализ. Также стоит обратить внимание, что все файлы в процессе обработки и сохранения будут перезаписаны.

И напоследок пару слов о том, что означают параметры напротив каждого файла.

  • Уровень - текущая громкость.
  • Клиппинг - установленная напротив птичка Y указывает, что при текущей громкости на фоне трека имеются шумы (будете ли вы их слышать или нет, зависит от остроты вашего слуха).
  • Трек - показывает разницу в децибелах между текущим и установленным пользователем параметром громкости.
  • Наличие отметки в колонке «Клип (Т)» указывает, что фоновые шумы останутся и после обработки.

Чтобы этих шумов было как можно меньше, не рекомендуется выставлять громкость слишком высокую или слишком низкую. Оптимальным значением для параметра «Норма громкости» является примерно 85-95 децибел .

5 / 5 ( 1 голос )

Для тех, кто постоянно слушает музыку в mp3 плеере, наверняка знакома проблема с нормализацией звука разных композиций после добавления составленного плей-листа. То звучание становиться слишком громким, то наоборот таким тихим, что даже увеличение громкости не позволяет наслаждаться мелодией.
Мне эта проблема тоже долгое время не позволяла комфортно прослушивать музыку.

И я начал искать способ для решения задачи нормализации громкости. Воспользовавшись поиском в интернете, мне удалось найти простое решение в виде программы mp3gain. Также стоит отметить и то, что программу можно использовать бесплатно.

Помимо простоты использования, программа хороша ещё и тем, что не вносит никаких изменений в аудиоданные. Она просто изменяет значение ID3 тегов. Большинство программ (таких как iTunes) и mp3 плееры понимают это значение и воспроизводят трек с заданными параметрами. Итак, суть проблемы понятна, инструмент найден. Приступим.

Для начала скачиваем программу mp3gain (скачать можно отсюда http://mp3gain.sourceforge.net/download.php ) и устанавливаем на компьютере. Программа поддерживает разные языки, в том числе и Русский, что бы изменить язык кликните меню Language и выберите Russian.

Сначала нужно выбрать папку с файлами для обработки, для этого выбираем кнопку Добавить папку .

После того как файлы загрузятся, нажмите кнопку Анализ трек

В зависимости от объёма загружаемых треков, эта процедура может занять время.
Программа определит громкость файлов и просчитает насколько необходимо корректировать силу звука в треках. После того как анализ будет завершён, можно привести громкость к одному значению просто указав его в поле Норма громкости

После того как обработка завершиться, все треки будут звучать с одинаковой громкостью. Если же эффект от нормализации не понравился, и возникло желание привести всё к первоначальному значению, то сделать это не представляет труда. Необходимо просто выбрать в меню, пункт – Изменить уровень и нажать - Отменить изменение уровня .

Вот и всё. Остаётся надеяться, что метод, описанный мною в данной статье, поможет и вам
решить проблему с нормализацией громкости в разных музыкальных треках и наслаждаться музыкой не прибегая к постоянному регулированию уровня громкости в плеере.

Здесь я просто показал пример как работать с программой. Это не означает, что нужно делать именно так. Для простоты демонстрации были выставлены максимальные значения. Это может привести к значительному искажению. Поэтому подбирайте значения приемлемые для Вас.

Специально для лучшего усваивания материала по работе с программой я сделал видеоролик - как сделать громкость треков одинаковой:

Компьютерная программа позволяет выравнивать громкость музыкальных MP3-файлов. Первая версия данной утилиты существует ещё с 2002 года. Программа хороша тем, что совершенно не требует перекодирования файлов — это позволяет сохранить изначальное качество звучания. MP3Gain выравнивает уровень громкости как отдельно взятого файла, так и целой группы файлов (пакетное преобразование).
Не будем сильно погружаться во все тонкости настроек и возможностей программы — просто научимся как просто без лишних заморочек нормализовать уровень громкости в mp3-файлах.
Находим и .

Все достоинства программы
Программа полностью бесплатна.
Инсталлируется на любую версию ОС Windows.
Можно использовать и работать в режиме командной строки и графической оболочки для Windows.
Возможность пакетного анализа и обработки файлов.
Нормализация происходит без перекодировки файлов.
Можно преобразовывать один и тот же mp3-файл множество раз без риска его испортить.
Существует режим применения нормализации только к выделенным в рабочем окне трекам.
Программа полностью сохраняет ID3 теги и даты создания файлов.
Многоязычный интерфейс, в том числе присутствует русская локализация.
Локализованное справочное руководство на официальном сайте.

Установка MP3Gain
Забираем программу с SourceForge в виде инсталлятора. Установка предельно проста, единственный важный момент — необходимо включить чекбокс «Language Files», при этом будут установлены все языковые локализации программы, в том числе и русский. Если выбрать «Custom» установку, то можно самостоятельно выбрать директорию парковки программы.

Настройка MP3Gain
После установки программы запускаем её и первым делом выбираем русскую локализацию MP3Gain. Далее открываем подопытные mp3-файлы. В настройках программы ищем очень важный пункт «Изменение уровня без клиппинга» и на нём ставим галку. Для краткости, «клиппинг» — это превышение уровня сигнала, при этом происходит обрезание уровня и перекодирование mp3-файлов, но нам это не нужно. И ещё следует разобрать вопрос по настройке уровня громкости. По умолчанию «Норма» громкости установлена 89 децибел (лучше эту цифру не менять). По мнению специалистов 89,0 dB дают наиболее качественные результаты в плане нормализации и устранения клиппинга. Остальные пункты настроек предельно понятны и выставляются по личным предпочтениям или просто сделать всё как показано на картинке. Таких настроек вполне достаточно для простой нормализации уровня громкости в mp3-файлах.

Совет! На всякий случай надо сделать копии аудио файлов. В MP3Gain нет функции сохранения обработанных файлов под другим именем, программа переписывает исходные.

Использование MP3Gain
Чтобы понять, что делать с двумя рабочими кнопками «Анализ» и «Тип» надо вкратце разобраться с их доступными режимами.
Рассмотрим режимы «Трек», «Альбом» и «Константа».
Трек - программа рассчитывает уровень громкости, индивидуально для каждого трека. Затем корректирует громкость каждого трека в соответствии с требуемым уровнем. Например, имеется три песни с уровнем громкости 87, 95 и 91 dB. При применении «Тип Трек» для приведения их к требуемому уровню 89 dB, на выходе у всех этих песен будет уровень около 89 dB.
Альбом - общая громкость альбома будет отрегулирована в соответствии с требуемым уровнем, но разница в громкости между треками в альбоме будет сохранена. Например, имеется три песни с уровнем громкости 87, 91 и 89 dB, общая громкость этого альбома будет около 89 dB. При применении «Тип Альбом» для приведения их к требуемому уровню 92 dB, программа увеличит громкость каждой из этих песен на 3 dB.
Константа - этот режим похож на режим Альбом. При нём громкость всех треков просто увеличивается или уменьшается на заданное количество децибел без какой-либо нормализации относительно друг друга.

Итак, проведём эксперимент над открытыми ранее mp3-файлами на режиме «Трек». Первым делом запускаем анализ файлов кнопкой «Анализ Трек». Смотрим результат анализа исходных файлов. На картинке ниже видно, что в файлах «3.mp3» и «5.mp3» есть превышение уровня громкости, иначе говоря присутствует «клиппинг», в этих колонках появилась буква «Y» и все строки стали красными. Напротив, в файле «6.mp3» видно что он имеет пониженный уровень громкости.
И вот далее, по итогу проведённого анализа, вторым действием исправляем (нормализуем) эту разницу уровней нажатием на кнопку «Тип Трек». После благополучной нормализации, занявшей некоторое время (всё зависит от мощности компьютера), смотрим получившийся результат. На последней картинке видно, что уровень всех обработанных mp3-файлов очень близок к заданному значению в 89 dB. Т.е. треки «3.mp3» и «5.mp3» понизили свой уровень громкости, а трек «6.mp3» наоборот увеличил. Что и требовалось сделать!

Требования к телекомпаниям по нормализации громкости выдвигаются давно, а после принятия новых поправок к Федеральному закону "О рекламе" задача нормализации громкости стала особенно актуальна.

Поправки вводят требования к соотношению уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- или радиопрограммы. Отклонение от требуемых норм грозит телекомпаниям ощутимыми штрафами.

К настоящему моменту реализованы два независимых программных способа нормализации громкости и добавлены средства контроля за соответствием уровня громкости нормативным требованиям.

Нормализация громкости в реальном времени

Специально разработанный программный плагин "APTO обработка звука" предназначен для автоматической нормализации выходного звукового сигнала "на лету" (в режиме реального времени, без предварительной обработки) во время трансляции. Ниже показа диалог настроек плагина "APTO обработка звука" .

Является дополнительной платной программной опцией.

Основные характеристики:

  • используются адаптивные алгоритмы APTO компании Linear Acoustic;
  • для соответствия новым требованиям закона есть специальный режим (EBU_R128);
  • минимальный набор настроек:
    • "целевой уровень" – требуемое значение выходного уровня громкости в LUFS;
    • "агрессивность" – скорость реакции на изменение уровня звука: чем выше значение, тем быстрее выполняется подстройка к целевому уровню (но и сильнее искажение звука);
    • "время анализа" – интервал времени непрерывного анализа статистики параметров звука.
  • различные типы сигнала: аналоговый (CVBS, YUV, Y/C, RGB), SDI, программы в транспортном потоке MPEG-TS.

Предварительная обработка звука в файлах

Используется программа SLAudioNormalizer из стандартного набора ПО. В настройках указывается набор папок, в которых нужно обрабатывать файлы и режим. Программа в автоматическом режиме производит анализ звуковой дорожки видеофайлов. Звук в самом файле не меняется, а формируется вспомогательный файл метаданных с информацией о требуемом изменении громкости звука. Ниже показан диалог настройки нормализации уровня громкости программы SLAudioNormalizer .

Основные возможности программы:

  • несколько режимов нормализации громкости, один из которых соответствует текущим нормативным требованиям;
  • запуск обработки файлов при старте операционной системы;
  • отслеживание появления необработанных файлов;
  • нормализация многоязыкового звукового сопровождения;
  • протоколирование работы программы;
  • обработка файлов во вложенных папках;
  • гибкие настройки режима обработки файлов.

Средства контроля уровня громкости

В стандартный набор ПО наших продуктов входит программа SLLoudnessMMeter – программный измеритель громкости в режиме EBU (ITU-R BS-1771 и EBU Tech3341).

Основные характеристики:

  • несколько индикаторов и временных шкал: "мгновенная", "кратковременная", "интегральная";
  • шкала отображения максимально допустимого уровня истинных пиков;
  • различные способы отображения индикаторов;
  • выбор способа показа шкалы;
  • выбор режима измерения интегральной громкости;
  • возможность ручного сброса статистики;
  • запись в файл протокола измерений.

Функции, реализованные в программах SLAudioNormalizer и SLLoudnessMMeter , встроены и в программу – редактор для просмотра видеофайлов и настройки параметров воспроизведения. Открыв видеофайл в этой программе, можно выполнить и все необходимые измерения громкости, и подбор регулирующего значения для звука из этого файла. Входит в стандартный набор ПО

Ниже показан блок измерения уровня громкости в соответствии с новыми требованиями закона в программе SLTrimEditor

Чтобы обеспечить соблюдение норм, предъявляемых контролирующими органами к громкости звука в телепередачах, нашим клиентам мы рекомендуем использовать все перечисленные инструменты для нормализации звука и контрольных измерений в комплексе:

  1. Задействовать на разных этапах телепроизводства программу SLLoudnessMMeter. Это позволит вещающей компании проводить контрольные измерения в полном соответствии с методикой измерения, предлагаемой ФАС РФ.
  2. По результататам измерений интегральной громкости видеофайлов, приводить громкость звука в файлах к требуемому уровню, используя программу SLAudioNormalizer .
  3. Включить постоянное выравнивание громкости телепередач на выходе сервера, используя средства плагина "APTO обработка звука" .

Нормализация только с помощью программы SLAudioNormalizer дает требуемый результат в случае относительно коротких и "равномерных по звуку" рекламных роликов. Если интегральная громкость каждого рекламного ролика равна целевому уровню, то и интегральная громкость всех роликов будет близка к этому уровню. А вот в случае передач или фильмов этого инструмента недостаточно, т. к. громкость разных фрагментов передачи, фильма может сильно различаться (то же и при выдаче в эфир местных передач, например, новостей, сразу после которых идет рекламный блок). И здесь требуется помощь плагина "APTO обработка звука" , который выполняет обработку звука в реальном времени, "на лету" реагируя на изменения уровня звука и учитывая накопленную статистику измерений.

Совместное использование предложенных способов нормализации приводит к качественному результату – автоматическое выравнивание громкости с наименьшими искажениями звука на протяжении всего времени трансляции и, самое главное, при врезке рекламных блоков в передачи и фильмы.