Lehmann audio схема подключения. StereoHead - обзоры наушников, усилителей, звуковых карт. Изготовление печатной платы

Купил простенькие уши, чтоб по ночам можно было гаматься и иногда слушать музыку, взял недорогие, но большие KOSS UR20. Подключив к ресиверу был несколько ошарашен, звук очень и очень приятный, джаз и классика просто на ура идут. По НЧ конечно сильно проигрывают затычкам Koss the plug, и ощутимо KOSS Porta Pro, которые уже какой год таскаю как портативные. Был очень удивлен после когда решил послушать Koss Porta Pro после прослушивания композиций на KOSS UR20 - с порта про как будто в уши ваты натолкали. А я ведь считал их очень «приличными» в плане звука. Хотя может это время и атмосфера их могла так попортить? Все это к чему? Да так, решил собрать усилок для ушей, Усилок будет домашний, не портативный ни разу.
Решил для начала собрать клон Lehmann Audio Black Cube Linear doctorhead.ru/catalogue/?i=523
Вот результат:

Все вместе заняло около 3 вечеров и меньше 1000 р денег.
Кому интересно добро пожаловать под кат, будет очень много фоток с подробным описанием.

Схема и конструкция

Сама схема достаточно простая: усилитель класса А, ООС выходные каскады не охвачены, ООС охвачен только ОУ. В интернете схема ищется легко.
Усилитель

Питание

Размышлял как сделать печатку, нашел на каком то польском форуме сканированную печатную плату

И обвел её в любимом Sprint Layout

Вот что получилось

Правда её я чуть перерисовал, ибо нашел пару ошибок и изменил размеры под свои размеры деталей. Дальше получилось, то что в магазине фольгированный текстолит есть только размера 10х15, а плата была больше, пришлось опять перерисовать и уменьшить её общие размеры.

Изготовление печатной платы

ЛУТ или Лазерно-Утюжная Технология наше все) В качестве материала переноса давно использую глянцевые журналы, главное, чтобы на листах журнала не было много темных областей и заливок.
Распечатываем 2 стороны.


После этого самое веселое - надо как то их совместить. Я делал ЛУТ сразу с обоих сторон, приложил кусок стекстолита в листы и аккуратно их завернул, дальше утюгом хорошо прогладил сначала одну потом другую сторону. В принципе получилось неплохо, одна сторона убежала на несколько десятых миллиметра.
После проглаживания надо плату поместить в воду и размокшую бумагу очень осторожно снять, я делаю это подушечками пальцев под водой, вот так

После отмывания от бумаги получается такая плата

Внимательно её изучаем на наличие косяков, если они есть корректируем скальпелем линейкой и маркером. Если все хорошо кидаем плату в ванночку с раствором хлорного железа (рецептура приготовления есть на банке). Главное в этом деле помешивать раствор и регулярно переворачивать плату для равномерного травления.

Я по краям втыкаю зубочистки, чтобы исключить касание платы ребер ванны для травления.
После травления надо хорошо промыть плату от раствора

Тонер, с готовой платы, смывается ацетоном.



Для удобства сборки люблю наносить обозначения элементов

Дальше сверлятся все отверстия, с использованием движка с цанговым патроном

Нижнюю часть платы облудил используя оплетку с флюсом и небольшим количеством припоя.


Все следующие фотки в основном с еще не отмытой от флюса платой.

Сборка

В первую очередь собираем цепи питания, справа любимые бокорезы с победитовыми накладками.

И проверяем их. Питание с первого раза не запустилось, оказалось что LM337 напрочькитайскийперепил и просто не работает. Поэтому первая проверка усилителя на кухне ночью была от 2 лабораторных источников (нижний кстати тоже самодельный).

Проверка показала, что радиатор обязателен. Плата пока выглядит так.

Взял из запасов старый радиатор от материнки насверлил


Нарезал, снял фаски

Слюда и КПТ, радиатор на месте. Схема потребляет около 150 мА по каждому плечу питания. Напомню усилитель класса А.


Трансформатор взял готовый со старого списанного венгерского усилителя.

Тестовые прослушивания делал на следующих ушах ТДС-5М и 3 пары KOSS))) все среднячок.

Корпус

Большая часть самодельных конструкций умирает так и не обретя корпус. Тут я превзошел свою лень и решился на подвиг - законченный корпус для данного усилителя. В качестве донора был взят корпус CD-ROM. Процес сверления дырок и установку стоек для платы не заснял, не было фотоаппарата под рукой. Получилась такая неказистая конструкция.




Лицевая панель полный шлак, не красиво в общем.

Их старых запасов поднимаем листовой алюминий и вырезаем накладку по размеру лицевой панели CDROM

Долго не думая прикрутил эту панель двумя винтами, выбрал самые симпатичные))))

Сверлим и примеряем, уже стало лучше.

.

Покраска и оформление

Корпус решил сделать черным матовым (просто баллончик матовой черной краски остался изготовления самодельного бюджетного саба для кино).
Для покраски снял все из корпуса и покрыл все краской из аэрозольного баллона, далее была скучная просушка и сборка. Лицевую панель прошкурил и обезжирив нанес ЛУТом надписи

Собранная плата в корпусе


Пришлось поменять емкости по питанию перед стабилизаторами с 4700 на 10 000 около OPA2134 c 470 на 4700 мкФ, так как был небольшой гул, который можно было услышать ночью в полной тишине. Также добавил радиаторы на интегральные стабилизаторы, так как температурный режим их в закрытом корпусе не самый лучший.

Вот такой вот симпатичный, на мой взгляд, получился усилитель

Итог

Затраты деталей суммарно не превысили 1000 р. Оригинал стоит около 40 000 р. На качество оригинала не претендую, но и не считаю что получившийся усилитель плохим. Играет он очень хорошо. Приличные уши обещали дать для сравнения. Источник Asus Xonar D1.
Самое дорогое это конденсаторы.
Транзисторы подобраны по коэффициенту передачи комплиментарными парами и они одинаковы в обоих каналах. Перебрал несколько пакетов с ними в радиомагазине.
На выходе усилителя постоянное напряжение не превышает 5 мВ.
Все сопротивления подобраны с точностью менее 1% или даже лучше.
Входные конденсаторы K73-17+ слюдяные.
Регулятор громкости не самый дорогой но и не самый дешевый alpha.

Что осталось доделать:
1. Покрыть вторым слоем краски
2. Покрыть лицевую панель и корпус лаком, для защиты покрытия (лак будет только на следующей неделе).
3. Выпилить заднюю панель и поставить нормальные RCA разъемы (пока нет на это времени). Если все получится в выходные это сделаю.
4. Померить усилитель хотя бы RMAA. Осциллографом смотрел, давал прямоугольник на вход, на выходе видел точно такой же.
UPD Пункты 1,2 и 3 выполнены

Бонус
А это дочка делает тестовое прослушивание)))

После покупки наушников стал назревать вопрос о качественном усилении для них и я стал выбирать подходящие варианты, заводские решения отбросил сразу, по причине завышенной цены и достаточно дешевой элементной базы. Выбор пал на DIY варианты. Потом стал необходим предусилитель для усилителя мощности и я принялся за сборку. Мой выбор остановился на клоне Lehmann BCL, оригинальная версия достаточно известна, обладает достойным звуком, большое количество людей на заграничных форумах повторили эту конструкцию. Но усилитель очень чувствителен к качеству элементной базы, поэтому компоненты были использованы самые лучшие, до каких только смог дотянуться. Весь усилитель собран из деталей, купленных на ebay.

Оригинальный усилитель:

Немного технических характеристик:

Частотный диапазон: 10 – 35000 Гц

Входное сопротивление: 47 кОм

Отношение сигнал/шум при 0 дБ усилении: 95 дБ

Усиление переключается: 0dB; +10dB; +18dB; +20dB

Выходная мощность: 200 мВт/300 Ом (400 мВт/60 Ом)

Искажения при 6 мВт на 300 Ом: <0.001%

Сопротивление наушников: от 32 до 600 Ом

Сборка, настройка

Сначала я купил заводскую плату усилителя, на ebay у Китайцев продаются пачками, свою травить не стал, усилитель очень чувствителен к разводке, и при неправильной топологии платы начинает фонить, а эта плата многослойная, двухсторонняя, с золочением отверстий. Выходные транзисторы отобраны в пары.

Конденсаторы Samwha, elna, rubycon, epcos, wima. Использованы резисторы 1% точности. Потенциомер – японский Alps, выбрал его за то, что он имеет почти идеальный для потенциомеров баланс каналов, расхождение между каналами на слух не различимо, может со временем сменю на DACT, но он будет стоить как половина усилителя:)

В качестве сигнального реле в защите используется реле от Takamisawa с позолоченными контактами. Защита обеспечивает, как отключение нагрузки при появлении постоянного напряжения на выходе, так и пяти секундную задержку включения. Защита включена от отдельного стабилизированного источника питания, что исключает ее влияние на питание усилителя и гарантирует работоспособность защиты при поломке питания усилителя.

Трансформатор Чешской фирмы Talema. Второй, П образный уже заменен, на качественный в заливке. Операционный усилитель opa 2134, переведен в A класс, нагрузил резисторами, было бы правельней jfet каскадом, но пока так, как будет время и желание, сделаю. Вывел вниз переключение коэффициентов усиления (0dB; +10dB; +18dB; +20dB) можно подогнать четко под свои наушники, чтобы избежать резких и очень плавных добавлений громкости.

На фотографиях еще не подключен линейный выход, он подключается от выхода на наушники, через 48 омные резисторы.

Конструкция обошлась в 12-13 тысяч рублей, это совсем недорого, если сравнивать с заводскими вариантами. Теперь радует меня своим звучанием. Работает с Technics sl-pg480a и sennheiser hd280, наушники в скором времени планирую заменить на что-нибудь по серьезнее. Сейчас работет как усилитель для наушников и как предусилитель для мощника.

Готовый продукт:)

Плата: Headphone Amplifier kit Diy Base on Lehmann AMP Circuit

Корпус: DIY Aluminium Headphone Amplifier Case Amp Enclosure

Трансформатор: 220V/115v 30W R-Core Transformer for preamp 9V*2 15V*2

Теперь трудится в паре с Maverick Audio D2 + Sennheiser HD650.

С 2011 года усилитель притерпел ряд апгрейдов и доработок:

  1. Заменена внутренняя разводка питания с китайпровода на ПуГв, сигнальные также были заменены с noname на clotz.
  2. П-образный трансформатор заменен на трансформатор в заливке, он крепится на монтажную плату прямо за основным тороидальным трансформатором. Печатная плата под трансформатор era 220В первичка, 9В вторичка.
  3. Вздулись конденсаторы samwha и были заменены на простые jamicon, может позже заморочусь и поменяю на что-то из audio-grade.
  4. Поднял ток операционника до 5mA.
  5. Поменял RCA разъемы на приличные.
  6. Упаковал всю проводку усилителя в термостойкую ленту tesa.
  7. Подключил линейный выход и активно использую усилитель в качестве предусилителя.
  8. Сменил индикацию с синей на приятную зеленую (глаза стали меньше уставать в ночное время).

Опыт немецкой компании Lehmannaudio интересен дважды. Во-первых, это пример того, как развивается нишевая индустрия в условиях ажиотажа вокруг портативного аудио. А во-вторых, в персональных беседах глава компании Норберт Леманн (Norbert Lehmann) не ограничивается общими формулировками, а делает смелые заявления.

По нынешним меркам юный Норберт записывал репетиции собственного бенда очень даже по-модному - на кассетный магнитофон с помощью дешевых, но вполне добротных электретных конденсаторных микрофонов. Далее его ждала учеба по специальности аудиоинженера и первые записи уже на профессиональном оборудовании - рекордере Sony PCM-F1 и процессоре Sony PCM-501, который был модернизирован лично Леманном. В 1994 году он представил и свой первый аналого-цифровой модуль.

Вообще-то торговая марка Lehmannaudio была зарегистрирована еще в 1988 году: уже до окончания учебы Норберт потихоньку выпускал небольшие партии фонокорректоров, кстати, спустя почти десять лет модель Black Cube попала в обзоры и очень понравилась экспертам разных аудиожурналов. В нулевых компания подключилась к обслуживанию головных телефонов и весьма в этом преуспела. Модель Linear попала в голландскую студию звукозаписи The Masters, а затем сами Sennheiser зафрахтовали усилители для выставки IFA 2005. AKG также привлекала усилитель Linear для демонстрации своих K812. В 21 веке фонокорректоры оказались не только не забыты, но и востребованы, так что модель Black Cube Statement используется Ortofon на своих контрольных линиях. Но за этими компонентами для мониторинга стоит живой человек-меломан.

Скептицизм Леманна

В свое время Норберт Леманн также как и многие аудилюбители столкнулся с фактом, что два усилителя с одинаковыми характеристиками звучали по-разному. Поэтому с тех пор он уделяет внимание тщательной прослушке аппарата - деталям как на малых уровнях громкости, так и в стене звука. И даже пробует подпеть, следуя басовой линии для оценки, насколько ли хорош контроль НЧ.

При этом Леманн не заигрывается в аудиофилию и не стесняется негатива в отношении как лаповой техники, так и беспроводных технологий: «Меня не интересуют лампы. По моему собственному мнению, всю эту шумиху по поводу так называемого возвращения к лампам раздула пресса. Такая техника существовала в течение длительного периода времени, и будет существовать еще столько же, независимо от того, что о ней пишут. И, конечно же, да, среди нее есть некоторые очень хорошо звучащие компоненты».

Скептически Леманн относится и к термину «музыкальный», потому что это слово говорит лишь о том, что модель приятна для слуха, но вводит в заблуждение с точки зрения достоверности звучания. «Я выбрал на пробу несколько усилителей для наушников, которые ранее получили восторженные отзывы на форумах. - делится Леманн. - В результате выяснилось, что эти аппараты просто производят очень приятные искажения - и нет, это были не ламповые устройства. Это все равно, что положить одни и те же специи в каждое блюдо, которое вы готовите. Поэтому я делаю все возможное, чтобы избежать такого «особого вкуса». Воспроизводящая аппаратура должна быть нейтральной и обеспечивать настолько точную передачу исходного сигнала, насколько это возможно». С беспроводными технологиями дружбу Леман также не водит: «Не поддерживаю Bluetooth. Все виды беспроводных помех уже вносят искажения в аудиосигналы. Я же стараюсь держать эти искажения настолько низкими, насколько это возможно».

Система Леманна

По роду службы Леманн обзавелся самыми и разными типами наушников и особо подчеркивает, что не подгоняет свои усилители под какую-то актуальную модель: «Я никогда не тестировал и не разрабатывал усилители, используя для тестирования только специальные наушники или какие-то конкретные модели. Это попросту ограничило бы возможности моей собственной продукции. Однако я действительно люблю хорошие устройства. Мне повезло иметь доступ к широкому ассортименту стереотелефонов в том месте, где я нахожусь. Я даже купил несколько средних портативных моделей массового производства, чтобы протестировать усилитель Traveller в процессе его разработки, но в итоге я просто делаю все от меня зависящее, чтобы выпустить лучший продукт, а не «подогнать» его под ту модель наушников, которая популярна в данный момент».

В его доме можно найти практически все популярные сегодня модели среднего и высокого класса: Sennheiser HD 800, Momentum, IE 800; PXC 200, AKG K240 DF, Ultrasone Signature Pro, iCans, Beyerdynamic DT 880, DT 660 и сделанные на заказ внутриканальные MBFabulous Earphones. И это не считая несколько наушников для мобильных телефонов. Правда, интересно узнать, что же стоит у разработчиков в домах? Пожалуйста, никаких секретов нет.

Система в гостиной: CD-проигрыватель Marantz CD-16 на антивибрационных ножках SSC, виниловый проигрыватель Basis 1400 с картриджем Ortofon Rondo Bronze, подключенный напрямую к фонокорректору Silver Cube, собственноручно изготовленный аналоговый предусилитель с четырьмя входами, напольники Odeon и усилители мощности Stamp. Аудиосистема в парадной комнате: CD-проигрыватель Cambridge на аналогичных ножках SSC, усилитель для наушников Linear SE, который также работает как предусилитель, усилитель мощности Stamp SE, двухполосные сателлиты Odeon Orfeo.

Причина существования Леманна

Надо сказать, что усилия и принципиальность Lehmannaudio не прошла незамеченной. В обзорах единодушно отмечается нейтральность компонентов, причем в наилучшем воплощении - когда устройство не опознается как часть звукового тракта, музыка играет сама по себе. На вопрос, почему компания занялась именно усилителями для наушников и фонокорректорами, Леман отвечает, что это способ выйти на рынок. Так как эти виды продукции можно предлагать без необходимости выстраивать полную систему электроники, состоящую из проигрывателя, FM-тюнера, предусилителя и усилителя мощности. Такие высококачественные дополнения, как фонокорректор и усилитель для наушников, могут сочетаться с любой приличной домашней стереосистемой и обеспечить серьезное обновление в плане качества звучания.

Сейчас по собственному признанию на необитаемый остров Норберт Леманн взял бы плеер Pono или Asrell & Kern AK240 с наушниками Sennheiser IE800, которые бы раскачивались портативным усилителем Traveller, выпущенном в прошлом году. При этом аудиоинжинер не забывает о главном: «Правда кроется вот в чем: высококачественные записи - единственная причина существования техники High-End-класса. Без хороших аудиозаписей мы производим всего лишь мусор».

В настоящий момент Lehmannaudio предлагает несколько моделей усилителей для наушников: Rhinelander, Linear, Linear SE и Traveller.

Rhinelander

Данную модель, работающую в классе A, можно использовать еще и в качестве предусилителя. На тыльной панели имеются два линейных RCA-входа, один из которых можно трансформировать в выход за счет перестановки джамперов на печатной плате. Коэффициент усиления также регулируется с помощью джамперов.

Выходной джек для наушников изготовлен компанией Neutrik, а питание осуществляется с помощью внешнего блока. В обзорах отмечается, что, несмотря на умеренную мощность, Rhinelander хорошо контролирует 600-омную нагрузку полноразмерных наушников.

«Необычная стильная маленькая коробочка, которая играючи справляется с любыми наушниками, а также обладает особой тонкостью звуковой подачи для раскрытия всех мелких деталей записи», - так оценили устройство эксперты журнала Hi-Fi Choice.

Классическая модель, принесшая немало наград компании и ставшая демо-образцом в презентациях Sennheiser и AKG. Выходной каскад работает в A-классе. Как и все компоненты Lehmann, аппарат имеет продолговатый (280 мм в глубину) цельнометаллический корпус с алюминиевой передней панелью. Сзади имеются линейные вход и выход на разъемах RCA, а на фронтальной панели – два выхода для наушников. Один из них является блокирующим для линейного выхода. Это сделано для работы в разрыве между источником и большим усилителем, чтобы подключение наушников автоматически отключало колонки. Можно использовать сразу два выхода, однако их громкость отдельно не регулируется, так что следует использовать наушники, подобранные по чувствительности. Модель может использоваться как предусилитель.

Из технических особенностей стоит выделать встроенный БП с заказным тороидальным трансформатором, высокоемкостные конденсаторы, комплектующие премиум-класса, максимально короткий путь прохождения сигнала, аттенюатор громкости ALPS из серии Blue Velvet. Коэффициент усиления можно изменять ступенчато (0, 10, 18, 20 дБ). Для непосредственного подключения к компьютеру доступен вариант Lehmannaudio Linear USB с ЦАПом Burr-Brown PCM2702 (16 бит/48 кГц) и 3,5 мм разъемом (Loop Out/Line In).

Майкл Лян из Audio360 написал : «Linear USB - это очаровывающий своей музыкальностью и ровным сбалансированным саундом компонент. Осмелюсь сказать, что он звучит аналогово. Я ни разу не почувствовал себя оторванным от музыки во время тестирования. При выбранном для Linear USB коэффициенте усиления в 10 дБ и установке его регулятора громкости на 3 часа звуковое давление в HD 800 было сравнимо по ощущениям с прослушиванием обычной акустической системы. Да, такая настройка очень громкая, но музыка была магической, и усилитель провоцировал поднять уровень еще выше. Модель Linear USB можно сравнить с шестицилиндровым Porsche 911 GT3 без наддува».

Linear SE

Модель представляет собой специальную улучшенную версию усилителя Linear. Аппарат собран в другом корпусе, оснащенном вибропоглощающими ножками SSC. В цепях используются комплектующие топового уровня, которые компания приобретает только у определенных производителей. В БП и на пути прохождения сигнала задействованы конденсаторы Mundorf (соответственно, MLytic и MCap), используются особые аудиофильские предохранители AHP, а внутренняя разводка выполнена с помощью кабелей Mogami. Доступны десять вариантов отделки корпуса (включая натуральный шпон), в разработке которого принимал участие дизайнер Гвидо Гутенштайн (Guido Gutenstein). Есть возможность выбрать один из шести цветов LED-индикатора, который расположен на фронтальной панели. Как и у базовой Linear, предусмотрена версия с USB-портом и ЦАПом Burr-Brown PCM2702 (16 бит/48 кГц) на борту.

«Обладая выходным импедансом всего в 50 Ом и драйверными каскадами A-класса с нулевой отрицательной обратной связью и хорошим питанием, Lehmannaudio Linear SE также может использоваться в качестве приличного предусилителя, вполне пригодного для работы с оконечниками или активными акустическими системами», - отметили эксперты журнала Stereo.

Traveller

Еще до начала продаж модель Traveller была отмечен четырьмя наградами Plus X, включая специальный призом «Лучший продукт 2014 года». Полностью аналоговая модель Traveller имеет две кнопки для высокоточной регулировки громкости, четыре разъема (два входных и два выходных мини-джека) и Micro USB для зарядки. Усилитель рассчитан на 20 часов непрерывной работы и имеет открытое прозрачное звучание благодаря дискретному выходному каскаду, не использующему обратную связь. Применяются высококачественные 3,5 мм разъемы компании Lumberg. Для усиления напряжения задействованы аудиофильские элементы Analog Devices и Burr Brown. Используется функция Center Adjust для точной регулировки баланса. Может работать в качестве предусилителя. Батарея: литий-полимерная, 3,7 В, 4000 мА·ч. Вес равен всего 196 г.

Ревьювер немецкого портала audio.de указал на полезность устройства: «В Traveller’е Норберт Леманн объединил множество полезных функций, которые будут одинаково востребованы как в дороге, так и в домашних условиях. Особенно привлекательной для любого музыкального энтузиаста является возможность подключения двух наушников параллельно».

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", июль 2015 г. www.stereo.ru

Купил простенькие уши, чтоб по ночам можно было гаматься и иногда слушать музыку, взял недорогие, но большие KOSS UR20. Подключив к ресиверу был несколько ошарашен, звук очень и очень приятный, джаз и классика просто на ура идут. По НЧ конечно сильно проигрывают затычкам Koss the plug, и ощутимо KOSS Porta Pro, которые уже какой год таскаю как портативные. Был очень удивлен после когда решил послушать Koss Porta Pro после прослушивания композиций на KOSS UR20 - с порта про как будто в уши ваты натолкали. А я ведь считал их очень «приличными» в плане звука. Хотя может это время и атмосфера их могла так попортить? Все это к чему? Да так, решил собрать усилок для ушей, Усилок будет домашний, не портативный ни разу.
Решил для начала собрать клон Lehmann Audio Black Cube Linear doctorhead.ru/catalogue/?i=523
Вот результат:

Все вместе заняло около 3 вечеров и меньше 1000 р денег.
Кому интересно добро пожаловать под кат, будет очень много фоток с подробным описанием.

Схема и конструкция

Сама схема достаточно простая: усилитель класса А, ООС выходные каскады не охвачены, ООС охвачен только ОУ. В интернете схема ищется легко.
Усилитель

Питание

Размышлял как сделать печатку, нашел на каком то польском форуме сканированную печатную плату

И обвел её в любимом Sprint Layout

Вот что получилось

Правда её я чуть перерисовал, ибо нашел пару ошибок и изменил размеры под свои размеры деталей. Дальше получилось, то что в магазине фольгированный текстолит есть только размера 10х15, а плата была больше, пришлось опять перерисовать и уменьшить её общие размеры.

Изготовление печатной платы

ЛУТ или Лазерно-Утюжная Технология наше все) В качестве материала переноса давно использую глянцевые журналы, главное, чтобы на листах журнала не было много темных областей и заливок.
Распечатываем 2 стороны.


После этого самое веселое - надо как то их совместить. Я делал ЛУТ сразу с обоих сторон, приложил кусок стекстолита в листы и аккуратно их завернул, дальше утюгом хорошо прогладил сначала одну потом другую сторону. В принципе получилось неплохо, одна сторона убежала на несколько десятых миллиметра.
После проглаживания надо плату поместить в воду и размокшую бумагу очень осторожно снять, я делаю это подушечками пальцев под водой, вот так

После отмывания от бумаги получается такая плата

Внимательно её изучаем на наличие косяков, если они есть корректируем скальпелем линейкой и маркером. Если все хорошо кидаем плату в ванночку с раствором хлорного железа (рецептура приготовления есть на банке). Главное в этом деле помешивать раствор и регулярно переворачивать плату для равномерного травления.

Я по краям втыкаю зубочистки, чтобы исключить касание платы ребер ванны для травления.
После травления надо хорошо промыть плату от раствора

Тонер, с готовой платы, смывается ацетоном.



Для удобства сборки люблю наносить обозначения элементов

Дальше сверлятся все отверстия, с использованием движка с цанговым патроном

Нижнюю часть платы облудил используя оплетку с флюсом и небольшим количеством припоя.


Все следующие фотки в основном с еще не отмытой от флюса платой.

Сборка

В первую очередь собираем цепи питания, справа любимые бокорезы с победитовыми накладками.

И проверяем их. Питание с первого раза не запустилось, оказалось что LM337 напрочькитайскийперепил и просто не работает. Поэтому первая проверка усилителя на кухне ночью была от 2 лабораторных источников (нижний кстати тоже самодельный).

Проверка показала, что радиатор обязателен. Плата пока выглядит так.

Взял из запасов старый радиатор от материнки насверлил


Нарезал, снял фаски

Слюда и КПТ, радиатор на месте. Схема потребляет около 150 мА по каждому плечу питания. Напомню усилитель класса А.


Трансформатор взял готовый со старого списанного венгерского усилителя.

Тестовые прослушивания делал на следующих ушах ТДС-5М и 3 пары KOSS))) все среднячок.

Корпус

Большая часть самодельных конструкций умирает так и не обретя корпус. Тут я превзошел свою лень и решился на подвиг - законченный корпус для данного усилителя. В качестве донора был взят корпус CD-ROM. Процес сверления дырок и установку стоек для платы не заснял, не было фотоаппарата под рукой. Получилась такая неказистая конструкция.




Лицевая панель полный шлак, не красиво в общем.

Их старых запасов поднимаем листовой алюминий и вырезаем накладку по размеру лицевой панели CDROM

Долго не думая прикрутил эту панель двумя винтами, выбрал самые симпатичные))))

Сверлим и примеряем, уже стало лучше.

.

Покраска и оформление

Корпус решил сделать черным матовым (просто баллончик матовой черной краски остался изготовления самодельного бюджетного саба для кино).
Для покраски снял все из корпуса и покрыл все краской из аэрозольного баллона, далее была скучная просушка и сборка. Лицевую панель прошкурил и обезжирив нанес ЛУТом надписи

Собранная плата в корпусе


Пришлось поменять емкости по питанию перед стабилизаторами с 4700 на 10 000 около OPA2134 c 470 на 4700 мкФ, так как был небольшой гул, который можно было услышать ночью в полной тишине. Также добавил радиаторы на интегральные стабилизаторы, так как температурный режим их в закрытом корпусе не самый лучший.

Вот такой вот симпатичный, на мой взгляд, получился усилитель

Итог

Затраты деталей суммарно не превысили 1000 р. Оригинал стоит около 40 000 р. На качество оригинала не претендую, но и не считаю что получившийся усилитель плохим. Играет он очень хорошо. Приличные уши обещали дать для сравнения. Источник Asus Xonar D1.
Самое дорогое это конденсаторы.
Транзисторы подобраны по коэффициенту передачи комплиментарными парами и они одинаковы в обоих каналах. Перебрал несколько пакетов с ними в радиомагазине.
На выходе усилителя постоянное напряжение не превышает 5 мВ.
Все сопротивления подобраны с точностью менее 1% или даже лучше.
Входные конденсаторы K73-17+ слюдяные.
Регулятор громкости не самый дорогой но и не самый дешевый alpha.

Что осталось доделать:
1. Покрыть вторым слоем краски
2. Покрыть лицевую панель и корпус лаком, для защиты покрытия (лак будет только на следующей неделе).
3. Выпилить заднюю панель и поставить нормальные RCA разъемы (пока нет на это времени). Если все получится в выходные это сделаю.
4. Померить усилитель хотя бы RMAA. Осциллографом смотрел, давал прямоугольник на вход, на выходе видел точно такой же.
UPD Пункты 1,2 и 3 выполнены

Бонус
А это дочка делает тестовое прослушивание)))

В сравнении с Graham Slee Solo усилитель Linear обладал более открытым и живым звучанием, Slee теплее и мощнее. Ни тот ни другой усилитель не утомляли слух, отличие было главным образом в воспроизведении, а не в качестве. Различие между ними состоит в том, как они согласуются с системой.

Введение

Из всех компаний, занимающихся производством аудиоаппаратуры класса hi-fi, Lehmann Audio, возможно, единственная, которая сделала себе имя и, пожалуй, построила весь свой бизнес, став известной благодаря Интернету. Первое произведение компании Lehmann, фонокорректор "Black-Cube" приобрел свою известность, наделав шуму в сети, и благодаря желанию Норберта Леманна предоставить образцы своего товара в Интернет-магазины, такие как TNT, еще в те времена, когда «большие парни» не придавали нам абсолютно никакого значения. Успех был полностью оправданным, поскольку "Black-Cube" зарекомендовал себя как отличный фонокорректор, а благодаря экономии на внешних красивостях и расходах на обычную рекламу, цена его была очень даже привлекательной.

Начинала компания с того, в чем была настоящим профессионалом, а именно с фонокорректоров, и работала с ними до тех пор, пока около трех лет назад не появился усилитель/предусилитель для наушников Black Cube, а совсем недавно свет увидел усилитель мощности под названием Stamp.

Оба этих изделия имеют одинаковый корпус – продолговатая черная коробка с серебристой (или черной) легированной передней панелью. Конечно, эстетика первых Black-Cube совсем незамысловата, хотя в этом я и нахожу их привлекательными, но к качеству сборки не придерешься. Они компактны, а Lehmann предлагает даже набор креплений, с помощью которых можно зафиксировать оба устройства на столе или полке – об этом чуть позже. Оба усилителя представляют собой единый корпус – для Lehmann это первый такой опыт, обычно используется внешний источник питания, и благодаря этому они стали еще удобнее.

На передней панели усилителя Black Cube Linear два выхода на наушники – сзади две пары RCA разъемов – вход и выход, плюс стандартное гнездо IEC для кабеля питания. Единственным регулятором является ручка громкости с потенциометром «ALPS», а дне устройства расположен также двухпозиционный переключатель усиления (0, 10 или 20 дБ).

Заглянув внутрь, мы найдем там характерную для Lehmann аккуратную схему на двусторонних платах и неплохой экранированный блок питания – в этом случае на 30ВА, и, судя по всему это двойное моно. Изготовленные по специальному заказу конденсаторы фирмы Vishay и высококачественные компоненты создают впечатление высокого класса воспроизведения.

Усилитель Stamp даже чуть попроще, имеет всего два фоно входа и две пары 4 мм разъемов для колонок (обратите внимание: не винтовые клеммы, поэтому обязательно нужны тонкие штекеры типа «банан»). На дне два переключателя типа DIP для переключения на биампинг (колонки должны поддерживать биваринг – иметь две пары клемм), добавьте еще гнездо IEC, вот, пожалуй, все.

Stamp представляет собой «цифровой» усилитель с микросхемой ТА 2020 фирмы Tripath и воспроизводит 20 Ватт на 4 Ома, поэтому настоятельно рекомендуются производительные (87 дБ +) колонки. И опять вы будете поражены безукоризненной схемой и аккуратностью, с которой размещены компоненты, трансформатором на 60ВА и 15000 конденсаторами питания, заполняющими практически всю плату.

Использование

Усилитель Linear – это нечто нетипичное. В нем есть один линейный вход и один выход, поэтому работает он как отдельный предусилитель. Также очевидно, что это усилитель для наушников. Честно сказать, этот факт меня немного смутил – на какой рынок он рассчитан? Много ли аудиофилов имеют всего один источник? Почему бы тогда не производить просто усилитель для наушников, чтобы люди могли подсоединять его к своему обычному предусилителю? В этом не было никакого смысла, казалось, что производство нацелено на тех, у кого один источник, и тех, кто при этом пользуется наушниками.

И вдруг до меня дошло. Самой большой группой потребителей этого продукта будут люди, и таких становится все больше и больше, которые в качестве основного источника звука используют компьютер и хотят на своем рабочем месте добиться высокого качества звука. Ага! Норберт Леманн опять впереди планеты всей? Так много людей пользуются высокоскоростным соединением для закачивания музыки, что качество компонентов вниз по цепочке от компьютера становится основной проблемой. Теперь понятно, зачем нужны эти ловко придуманные крепления для стола. Объединение этих двух элементов в одно – именно то, что нужно для этого рынка.

К несчастью, я к этому рынку не отношусь, и мне необходимо несколько входов, поэтому меня нельзя назвать потенциальным покупателем (пока нельзя!), и в моем случае такое объединение в виде предусилителя/усилителя мощности класса hi-fi было полезно только для написания данного обзора.

Что же касается остальной информации по использованию, то сказать тут особо нечего – включаете в сеть, загораются небольшие синие лампочки и готово – все просто.

Звук

Данное устройство подключалось к двум акустическим системам. Первой была моя основная система, источником звука был CD-плеер Opera Droplet (3000 Euro) и колонки Loth-x Polaris (4700 Euro), второй парой колонок стали колонки Trivox Pure S (4500 Euro). Обычно во время демонстраций компания Trivox Pure S использует Stamp, и Норберт рекомендовал мне этот интегральный усилитель, поэтому я мог не беспокоиться о согласовании – всю работу за меня уже сделали.

Конечно же, возник вопрос: как Stamp можно сравнивать с ужасным усилителем T-amp за $30. Будет чудовищно предложить кому-нибудь это маленькое чудо, т. к. у него есть свои слабости. Бас ниже 200 Гц уменьшается, и в звучании появляется определенная бесцветность – нет, оно не становится резким, просто холодным.

Stamp же звучал абсолютно по иному. Сказать честно, я был не готов к такому мощному и «полноценному» звучанию. Оно не было таким теплым как у некоторых ламповых усилителей или усилителя Musical Fidelity класса A 80-х годов, но в нем чувствовалась сила и целенаправленность, чего как раз и не хватает T-amp. Частично причиной этому является схема Tripath, используемая в T-amp (2024), но одного взгляда внутрь эти двух усилителей достаточно, чтобы понять, что мы имеем дело с абсолютно разным качеством конструкции, как компонентов, так и их расположения. Что касается меня, будучи совсем напуганным способностями T-amp по такой цене, я бы просто не смог ужиться с ним и своей полнодиапазонной системой, Linear/Stamp же совсем другое дело…

Возьмите альбом Pretenders под названием "Last of the Independents". Этот весьма недооцененный альбом обладает очень яркой смесью, особенно в первом треке, который начинается с высоких звуков гитары и резкой барабанной дроби, заставляющей вздрогнуть. На некоторых системах я даже пропускаю этот трек или убавляю громкость, настолько неприятным может быть звучание. Усилитель Lehmann сохранил всю его остроту и драйв, но смог пройти по краю комфортности звучания. После этого альбом, кажется, немного смягчается (может, уши привыкают!), и воспроизведение уже выглядит удивительно детальным и открытым, с отличной звуковой сценой. Здесь усилитель четко показывает характерную для Tripath огромную, широкую сцену, а также лучше воспроизводит глубину по сравнению с другими цифровыми усилителями, которые я слушал. Ширина сцены лучше, чем у моих моноблоков 300b SE, а глубина такая же, хотя более «вытравленная». Недостатком такой звуковой сцены является то, что музыка подается не цельно, а разрозненно - Lehmann избегает этого, придавая исполнителям больше твердости, по сравнению с другими цифровыми усилителями, которые я слышал, таким образом, что звучание превращается в единое целое. Эту звуковую сцену нельзя назвать «лучшей» в мире, также как и нет в мире «самого лучшего» вина – это всего лишь одно особенное воспроизведение, одно, которому рад ваш покорный слуга.

Воспроизведение на отлично без выдвигания на передний план мелких незначительных деталей (таких как дыхание и шум механизма саксофона) – вы получаете музыкальность и детальность, но не слышите «чмоканья ее губ», к которому стремятся некоторые усилители, и что зачастую является результатом подчеркивания средних частот за счет тонального баланса и – думаю, музыкальности…

Плотный, упругий бас, но не сухой – как мне и нравится, т.е. разумный компромисс. Слушая некоторые системы, вы можете захотеть большей весомости, но это в такой же степени зависит от согласования системы, как и от личных пристрастий. Определенно 32-футовые органные трубы (16 Гц) в начале саундтрека к фильму «Космическая одиссея 2001» сотрясут всю комнату, а от "American in Paris" Grosse Caisse у вас перехватит дыхание, но это не относится к большинству музыки… Чаще встречается умелая обработка баса как у Level 42, и звуковая атмосфера как в "I Love New York" у Madonna во время уличной сцены.

Динамические характеристики одинаково хорошо проявились с обеими акустическими системами, а поскольку те и другие колонки хорошо контролируются даже на пиках (Loth-x на удивление тоже), это было вполне ожидаемо. Тем не менее, некоторые усилители могут звучать напористо с этими колонками, плюс усилителю Lehmann за то, что его звучание оставалось плавным да же в кульминационных моментах оркестровой и подобной музыки. Мои колонки Transmission-Line, обладающие средней чувствительностью, показали определенную ограниченность, в большой комнате при 20 Ваттах невозможно было достичь предельной громкости, так как звук начинал грубеть – каждый усилитель имеет пределы своих возможностей, и здесь я, видимо, как раз с этим и столкнулся.

Кроме того, обе акустические системы стоили в 10 раз дороже Stamp, и никакой разбалансированности не было, что, конечно же, можно поставить в плюс усилителю.

В итоге (когда цена не имеет значения) звуковая сцена имеет форму "T" – глубина в центре, сцена широко растянута. По сравнению с дорогими усилителями SE в нем нет того шелкового блеска и безмятежного звучания, но по моему опыту могу сказать, что это один из очень немногих транзисторных усилителей, который можно поставить в один ряд с более дорогими, и у которого есть бесспорные преимущества – начальная стоимость, расходы на обслуживание (замена ламп и счета за электроэнергию) и удобство размещения.

Наушники

Я знаю, что проигнорировал тот факт, что Linear в такой же степени усилитель для наушников, как и предусилитель. И опять мне придется сослаться на незнание предмета, я слышал лишь один качественный усилитель для наушников (Graham Slee Solo), и хотя его внешний вид меня очень впечатлил, я не собираюсь говорить, что лучше и быть ничего не может – мне просто не с чем сравнивать. Все, что я могу сказать, так это, что компания Lehmann сделала очень сильный ход, в плане акустики. В сравнении с Solo усилитель Linear обладал более открытым и живым звучанием, Slee теплее и мощнее. Ни тот ни другой усилитель не утомляли слух, отличие было главным образом в воспроизведении, а не в качестве. Различие между ними состоит в том, как они согласуются с системой. У Slee два входа, поэтому можно включить в систему два источника, скажем, CD-плеер и фонокорректор напрямую к Solo. Или можно использовать один вход с предусилителя, а другой с прямого источника и т.д. Linear, конечно же, также является предусилителем, но из-за одного входа он менее привлекателен – если у вас больше, чем один источник, то Вам нужен отдельный предусилитель, таким образом «встроенный» предусилитель становится бесполезным.

Заключение

Я искренне могу порекомендовать Stamp. Если для комнаты правильно подобраны колонки, то этот усилитель даст настоящий hi-fi звук, также в нем возможен биваринг, что позволяет его модернизировать и увеличивает мощность. Он небольшой, аккуратный, скромный, но сделан хорошо. Также цена не настолько высока за то качество, которое вы получаете. И, наконец, это один из тех компонентов, которые я могу рекомендовать с закрытыми глазами, поскольку он прост в использовании и обладает скорее покладистым, чем тяжелым характером.

Linear я нахожу крайне неудачным. Почему? Потому что, на мой взгляд, это очень мощный предусилитель, но единственный вход – его слабое место. Да, вход на наушники сможет справиться с самыми лучшими наушниками, но большинство людей (включая и меня), читая об одном единственном входе, сразу же спишут этот усилитель со счетов. Если в вашей системе один источник, я уже говорил, таки люди есть, то этот усилитель будет отличным выбором, но в будущем он ограничит ваши возможности. НО (знаю из личного с ним разговора) с точки зрения Норберта это главным образом усилитель для наушников, а поскольку это не так уж и трудно было реализовать, к тому же в корпусе было свободное место, он добавил один линейный вход. Поэтому, думаю, не совсем справедливо с моей стороны обращать столько внимания на этот единственный вход, но причиной моих разочарований стало то, что этот чертов предуситель настолько хорош!

Но (еще раз) я уже вижу кучу писем со словами «будущее за компьютерной музыкой», да, вы, конечно же, правы. Пропускная способность растет с каждым днем, так почему не предположить, что качество загружаемой музыки будет лучше CD, и, определенно, в компьютерах будут CD/DVD приводы.

Ну вот, Linear выставил на показ мое невежество относительно развития воспроизведения музыки – мне нужно срочно пройти интенсивный курс обучения по USB ЦАП-ам, соответствующим звуковым картам, ноутбукам класса High End, записывающему ПО и так далее. Поэтому, слегка смущенный своей необразованностью, следующее мое путешествие в мир HiFi я посвящу исследованию возможностей воспроизведения стерео на компьютерах последнего поколения.

А теперь действительно хорошая новость – Норберт Леманн сказал мне, что следующим его творением будет предусилитель с несколькими входами, и давно пора!